Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
Эта версия сайта больше не обслуживается, вы можете перейти на новую версию сайта
Размер шрифта Цветовая схема Изображения
Курганская областная универсальная научная библиотека имени А.К. Югова

Лингвистика как наука


Что изучает наука лингвистика? Что знает о лингвистике обычный человек? Всем известно, что это – наука о человеческом языке вообще и обо всех языках мира. Другими словами, лингвистика – это наука, изучающая языки, т. е. синоним к слову Языкознание / языковедение. Само слово лингвистика происходит от латинского lingua, что значит «язык».

Профессионально наукой лингвистикой занимаются учёные-лингвисты.  Лингвистика является частью семиотики – науки о знаках, и в языке любого народа скрываются символы семантического кода. Лингвистику подразделяют на научную и практическую.

Научная лингвистика, которую называют также теоретической, занимается выдвижением гипотез, построением лингвистических теорий. Решением практических задач, связанных с изучением языка, занимается лингвистика прикладная, проведением лингвистических экспериментов и изучением продуктов прикладной лингвистики, занимается практическая лингвистика.

Книжные и периодические издания, имеющиеся в отделе иностранной литературы, помогут каждому желающему разобраться в этой непростой дисциплине, которая по своему уровню когнитивного изучения человечества сквозь призму языка давно вышла на уровень философских измерений.

 

 

 

Нелюбин, Л. Л. История науки о языке: учебник / Л. Л. Нелюбин, Г. Т. Хухуни. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Флинта, 2008. - 376 с.

С позиции лингвистической историографии излагаются основные этапы развития науки о языке с древнейших времен до наших дней, история основных школ и направлений языкознания, наиболее важные достижения, лингвистические концепции крупных языковедов прошлого и современности. Античное языкознание, языкознание в Древнем мире – в Древней Индии, в Древней Греции, в древнем Риме; языкознание в Средние века и в эпоху Возрождения; русское и советское языкознание; американская лингвистика; копенгагенский структурализм и лингвистическое диссидентство – обо всем этом информирует данная книга.

 

 

 

Бенвенист, Э. Общая лингвистика: перевод с французского. - 2-е изд. стереотип. - Москва : УРСС, 2002. - 448 с. - (Лингвистическое наследие XX века).

 

Известный французский языковед Э. Бенвенист (1902-1976) – ученый, труды которого сами по себе представляют целое направление; ученого отмечают тщательная работа с материалом и скрупулезное знание текстов. Он – новатор лингвистического метода, о чем свидельтсвует данная книга, включающая следующие работы: «О некоторых формах развития индоевропейского перфекта», «Проблемы общей лингвистики», «Синтаксические основы именного сложения», «Семиология языка», и др.

 

 

 

Березин, Ф. М. История лингвистических учений: (Учеб. для филол. спец. вузов) / Ф. М. Березин. - Москва : Высшая школа, 1984. - 319 с.

 

          В книге излагается история основных школ и направлений мирового языкознания, дается характеристика их основных принципов, методик исследования и наиболее важных достижений крупных языковедов прошлого и современности.

 

 

 

Блумфилд, Л. Язык. - Москва : Прогресс, 1968. - 607 с.

 

          Книга видного американского лингвиста Л. Блумфилда занимает в истории американского языкознания XX в. место, аналогичное тому, какое занимает известная работа Ф. де Соссюра в истории европейского языкознания. Определяющая роль книги Блумфилда объясняется отнюдь не только тем, что она по утверждению Э. Хаугена, стала «учебником во всех областях лингвистических исследований для целого поколения американцев», значительно более существенным оказывается тот неоспоримый факт, что изложенные в книге положения о задачах, принципах и методах лингвистических исследований, стали основой развития дескриптивной лингвистики – направления, занимавшего в течение четверти века (1933-1957) господствующее положение в американском языкознании.

 

 

 

Виноградов, В. В. История русских лингвистических учений: учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Высшая школа, 2005. - 559 с.

 

Фундаментальная работа ученого отражает высокий уровень отечественной филологической мысли. В учебном пособии представлен обстоятельный и аргументированный анализ основополагающих трудов классиков и выдающихся деятелей науки о русском языке. Материал распределен по тематическим разделам: история грамматических учений, разработка вопросов лексикологии, семасиологии, стилистики и культуры русского языка, вопросы истории русского литературного языка.

 

 

 

Дрезен, Э.-В. К. За всеобщим языком. Три века исканий / Э-В. К. Дрезен ; авт. предисл. Э. Марра. - 3-е изд. - Москва : Едиториал УРСС, 2012. - 272 с.

           

Настоящая книга посвящена истории развития идеи всеобщего языка. В ней содержится обзор всех проектов создания всеобщего языка, основанный на изучении подлинных документов и изданий. Начиная с первых шагов, относящихся к VII в. до н. э., автор последовательно рассматривает эволюцию мысли о едином языке, включая в повествование краткие сведения о трудах таких авторов разных эпох, как Ф. Лабэ, Б. Лами, У. Джонс, Н. Чемберлен, З. Гурвиц, А. Шелленберг, М. Мюллер, А. Гримм, А. В. Старчевский и др. Книга завершается хронологической таблицей предложений и проектов искусственных и всеобщих языков, созданных в период с XVII века по 20-е годы XX века.

 

 

Дуличенко, А. Д. История интерлингвистики: учебное пособие. - Москва: Высшая школа, 2007. - 184 с.

 

Книга посвящена многовековым поискам всемирного языка, о котором люди мечтали еще на заре человечества. Этой проблемой занимается специальная наука – интерлингвистика. В книге освещается языковая ситуация в мире, даются ответы на вопросы о том, сколько языков насчитывается на Земле и как люди пытаются решить проблему языкового барьера. Рассматриваются пять основных путей решения проблемы всемирного языка – один или несколько этнических языков в этой роли, всемирное слияние языков (возможно ли?), искусственно созданный язык, компьютерная техника.

 

 

 

Лингвистическая полифония: сборник статей в честь юбилея профессора Р. К. Потаповой / ред. В. А. Виноградов. - Москва : Языки славянских культур, 2007. - 1000 с. - (Studia philologica).

 

Содержание сборника, посвященного юбилею лингвиста – исследователя – педагога Р. К. Потаповой, отражает результаты изысканий в различных областях фундаментальной и прикладной науки о языке и речи. Тематически и композиционно материал сборника включает следующие разделы: теория языка, проблемы языковой диахронии, фонетика / фонология, семантика / лексикология / лексикография, прикладная и экспериментальная лингвистика, художественная коммуникация. Широкий диапазон авторских концепций позволит читателю составить полное представление о современных научных школах и направлениях в лингвистике, как в России, так и за рубежом.

 

 

Соссюр, Фердинанд де. Курс общей лингвистики: труды. - 3-е изд., стереотипное. - Москва : КомКнига, 2006. - 256 с. - (Лингвистическое наследие ХХ века).

 

Фердинанд де Соссюр (1857-1913) – швейцарский лингвист, заложивший основы семиологии и структурной лингвистики, патриарх Женевской лингвистической школы и один из основоположников современного языкознания. Воссозданный после смерти ученого его учениками Ш. Балли и А. Сеше по студенческим записям лекций, «Курс общей лингвистики» заложил фундаментальные принципы лингвистической науки, которые сохраняют свое значение до настоящего времени.

 

 

 

Теоретические проблемы языкознания: сборник статей к 140-летию кафедры общего языкознания филологического факультета Санкт-Петербургского гос. ун-та. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2004. - 656 с.

           

Тематика статей, публикуемых в сборнике, охватывает широкий круг проблем лингвистической теории: формирование и развитие языка, диахроническая лингвистика, грамматические и фонетические исследования,  проблемы семантики, история языкознания, язык и жанр.

 

 

 Язык и действительность: сборник научных трудов памяти В. Г. Гака. - Москва: ЛЕНАНД, 2007. - 640 с.

 

          Сборник посвящен доктору филологических наук В. Г. Гаку, профессору Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, заслуженному деятелю науки РФ, кавалеру французского национального ордена «За заслуги», завоевавшему в нашей стране и за рубежом большой авторитет своими научными трудами, научно-организационной и педагогической деятельностью. В сборник включены статьи учеников и коллег В. Г. Гака, продолжающих и развивающих его лингвистические концепции по актуальным проблемам общего и романского языкознания, сопоставительного изучения языков, теории перевода, лингвистики текста и языка художественной литературы, по проблемам лексикологии, семантики, фразеологии и теории номинации.

 

 

 

Шулежкова, С. Г. История лингвистических учений: учебное пособие для вузов. - 3-е изд., испр. - Москва : Флинта; Москва: Наука, 2007. - 408 с.

 

Автор пособия излагает историю лингвистических учений от филологии классической древности до современного языкознания, представленного широким спектром школ и направлений. Материал скомпонован по разделам: Начальный этап развития языкознания. Возникновение сравнительно-исторического языкознания (конец XVIII – начало XIX в.). Философия языка Вильгельма фон Гумбольдта. Основные направления сравнительно-исторического языкознания XIX столетия. Критик младограмматизма в языкознании конца XIX - начала XIX в. Социология языка, эстетический идеализм, неограмматизм. Структурализм – ведущее направление в лингвистике 1920-1960-х гг. Советское языкознание 1918-1950-х гг.

 

 

 

Энциклопедическое описание языков: теорет. и прикл. аспекты / А. И. Новиков, Е. И. Ярославцева. - Москва: Наука, 1986. - 207, 1 с.

 

Монография посвящена проблеме представления знания о языках мира. Описываются принципы построения базы лингвотипологических данных, которая обеспечивает возможность автоматического составления указателей к энциклопедии «Языки мира» и информационного обеспечения специалистов – языковедов по всему комплексу аспектов описания языков. Затрагиваются как теоретико-лингвистические проблемы, так и прикладные вопросы создания лингвистических баз данных.

 

 

 

Harris, Alice C. Historical Syntax in Cross-Linguistic Perspective: научное издание / A. C. Harris, L. Campbell. - Cambridge: Cambridge University Press, 1995. - 488 p. - (Cambridge Studies in Linguistics; 74). - На англ. яз. - Перевод заглавия:  «Исторический синтаксис в межкультурном лингвистическом аспекте».

Аннотация: Историческая лингвистика. Грамматика, синтаксис. Теория синтаксических изменений.

 

 

 

Алефиренко, Н. Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие. - Москва : Флинта. Наука, 2005. - 416 с.

 

Каковы парадигмы современной науки о языке, сущность языка и речи, система и структура языка, что такое лингвосемиотика, менталингвистика, когнитивная и коммуникативная лингвистика – обо всем вам расскажет данное пособие. Книга знакомит начинающего исследователя с многополярным миром лингвистических идей, школ и направлений. Предлагаемый анализ современной отечественной и мировой лингвистики поможет подготовиться к кандидатскому экзамену по специальности. Большая часть книги посвящена современным лингвистическим и интерлингвистическим теориям. Учебное пособие предназначено для магистрантов, аспирантов филологических специальностей высших учебных заведений.

 

 

 

Актуальные проблемы лингвистики: сборник научных трудов. Вып. № 2. - Курган: КГУ, 2008. - 140 с.

 

В сборнике вы найдете научные статьи преподавателей, чьи имена знакомы многим курганцам, получившим образование в Курганском государственном университете.  Широкий круг вопросов современного языкознания рассматривается в исследованиях Бочеговой Н. Н., Бекетовой Р. П., Бутенко Р. А., Горевой О. Н. Казенас О. А., Ратушной Н. М., Степаненко О. А., Цицаркиной Н. Н. и др. Данный сборник отражает результаты исследований, выполненных преподавателями и сотрудниками Курганского государственного университета в русле научного направления «Языковая картина мира в структурно-семантическом, когнитивно-прагматическом и лингвокультурологическом аспектах».  Представлены работы по лексикологии, фразеологии, грамматике, стилистике текста. Освещены проблемы лингвокультурологии, межкультурной коммуникации, психолингвистики, проанализированы отдельные аспекты концептосферы русского и английского языков.

 

 

 

Актуальные проблемы современной лингвистики: учебное пособие / сост. Л. Н. Чурилина. - 4-е изд. - Москва : Флинта, 2009. - 416 с.

 

Книга рассказывает о современной лингвистике в свете теории смены научных парадигм: о функциональном, генеративном, когнитивном направлениях в науке о языке; знакомит с дискурсивными исследованиями. Пособие включает развернутую программу учебной дисциплины «Актуальные проблемы современной лингвистики», хрестоматию и систему заданий творческого и проблемного характера.

 

 

Николаева, Т. М. Непарадигматическая лингвистика: (История блуждающих частиц): монография / Т. М. Николаева. - Москва: Языки славянских культур, 2008. - 376 с. - (Studia philologica).

 

Данная монография посвящена ранее не описанному в языкознании полностью пласту языка – партикулам. Подчеркивается принципиальное отличие партикул от того, что принято называть частицами. Автор выявляет причины отталкивания традиционной лингвистики от этого языкового пласта. Демонстрируется роль партикул при формировании индоевропейских парадигм. Показано также, что на более ранних этапах существования у славянских языков совпадений больше. Поэтому, например, древнерусский язык ближе к старославянскому (не только по составу, но и по «частицеобильности»), чем современный русский. Говорится о факте сохранения партикул во фразеологизмах в одном языке, в то время как в других языках партикулы употребляются свободно.

 

 

Трофимова, Г. Н.   Языковой вкус интернет-эпохи в России. Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты: монография. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : РУДН, 2009. - 436 с.

 

В монографии выявляется ряд важных характеристик, позволяющих определить степень функционально-стилистических и системных изменений в русском языке, касающихся его функционирования в российской части Интернета – Рунете, систематизируются и обобщаются новые процессы в русском языке, сопровождающие вхождение современной России в Интернет-пространство, определяется степень глубины преобразований, происходящих в русском языке под влиянием Интернета, намечаются пути нормализации компьютерно-сетевого узуса, адекватные процессу информатизации российского общества, и предлагается целостная концепция русскоязычного освоения Интернета с точки зрения наибольшей целесообразности для российского общества.

 

 

Федорова, О. В. Экспериментальный анализ дискурса. - Москва: Языки славянской культуры, 2014. - 512 с.

 

Монография описывает новое, еще только формирующееся направление лингвистики – экспериментальный анализ дискурса. Основная цель исследований, легших в основу данной книги, состояла в выработке, экспериментальной проверке и теоретическом обосновании методологии этого направления.

 

 

 

Функциональная лингвистика. Георусистика. Лингводидактика: сборник научных работ, посвященных юбилею А. Н. Рудякова / ред.: Ю. В. Дорофеев, Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования. - Москва : Азбуковник, 2015. - 364 с.

 

Сборник посвящен юбилею А. Н. Рудякова, выдающегося отечественного лингвиста, специалиста в области общего и русского языкознания, социолингвистики, семантики, интерпретации текста. Статьи, включенные в сборник, подготовлены известными языковедами разных стран и посвящены актуальным проблемам функциональной лингвистики, анализа и интерпретации текста и дискурса, геолингвистики, семантики и методики преподавания филологических дисциплин.

 

 

 

Автономова, Н. С. Открытая структура: Якобсон - Бахтин - Лотман - Гаспаров. - Москва: РОССПЭН, 2009. - 503 с. - (Российские Пропилеи).

 

            Философия и филология. Цель книги – привлечь внимание к великому наследию русской филологии XX века (Якобсон, Бахтин, Лотман, Гаспаров), реактуализировать забытое или скаженное прошлое. Это ценный материал, который подводит к ряду новых философских проблем и позволяет по-новому представить вечные вопросы рациональности и объективности познания.

 

 

Алпатов, В. М. Волошинов, Бахтин и лингвистика. - Москва: Языки славянской культуры, 2005. - 432 с.

 

Книга посвящена изучению лингвистических идей, содержащихся в трудах выдающихся отечественных ученых XX в. М. М. Бахтина и В. Н. Волошинова, получившей мировую известность книге «Марксизм и философия языка» (1929). Рассматривается место книги и примыкающих к ней статей в мировой науке о языке того времени, ее отношение к ведущим в те годы школам и направлениям мировой и отечественной лингвистики. Подробно исследуется полемика авторов книги с концепциями Ф. де Соссюра и К. Фосслера и их собственная теоретическая концепция языка, упоминается академик Н. Я. Марр и его учение.

 

 

 

Густав Шпет и его философское наследие: у истоков семиотики и структурализма: коллективная монография / ред. С. Я. Левит. - Москва: РОССПЭН, 2010. - 527 с. - (Humanitas).

 

Коллективная монография является результатом и продолжением работы Международной конференции (Бордо, 2007), посвященной русскому философу начала XX века Густаву Густавичу Шпету. Специалисты в области философской эпистемологии, истории философии, психологии, лингвистики показали актуальность идей Шпета для современной философии и гуманитарных наук. Говорится об актуальности научных концепций Густава Шпета в контексте современного языкознания.

 

 

Песина, С. А. Философия языка: учебное пособие. - Москва : Флинта ; Москва : Наука, 2014. - 376 с.

 

             Предложенный в пособии комплексный анализ философской проблематики, связанный с исследованием слова, понятия и концепта в коммуникативной деятельности, позволил противопоставить традиционный подход к исследованию языка как самодостаточной знаковой системы и когнитивный подход, предполагающий вывод знания не из догматических стандартов рациональности, а из свойств познающего субъекта и практических контекстов его деятельности и общения.

 

 

 

Силичев, Д. А.        Философия. Язык. Культура: монография. - Москва : Инфра-М, 2014. - 311 с.

 

В монографии исследуется структурно-семиотическое направление, охватывающее не только философию, но и другие области культуры и гуманитарного знания. Прослеживается его возникновение, становление и эволюция, дается анализ лингвистического поворота в философии. Рассматриваются концепции основных представителей течения. Упоминаются имена Ф. де Соссюра, Х.-Г. Гадамера, М. Мерло-Понти, Жака Лакана, К. Леви-Стросса, Р. Барта, М. Фуко, Ж. Дерриды. Особое внимание и значительное место уделяется семиотике искусства. Книга адресована всем, кого интересуют современные вопросы философии и языка.

 

 

Язык-знание-реальность: к 70-летию Александра Леонидовича Никифорова / ред.: И. Т. Касавин, П. С. Куслий. - Москва : Альфа-М, 2011. - 352 с. - (Эпистемология & философия науки).

 

В сборнике идет речь о чувственно-вербальном построении мира, рассматриваются проблемы социальной эпистемологии и аналитической философии, вопросы, связанные с анализом языка и его отношением к знанию и реальности.

 

 

 

Дейк, Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: сб. работ. - Москва : Прогресс, 1989. - 310, 2 с.

 

Настоящий сборник трудов известного европейского ученого Т. А. Ван Дейка – одного из основателей лингвистики текста – содержит новейшие работы ученого         по лингвистической прагматике, пониманию и порождению текста, функционированию языка в системах массовой информации. Исследование коммуникации проводится с точки зрения социальной психологии на основе большого эмпирического материала.

 

 

 

Дискурс в современном мире. Психологические исследования / ред.: Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова. - Москва: Институт психологии РАН, 2011. - 368 с. - (Труды института психологии РАН).

 

            Монография посвящена изучению дискурса – речи в условиях реальной коммуникативной практики, живого общения в неразрывной связанности с ситуацией и социокультурным контекстом, представлениями, отношениями, установками общающихся субъектов. Основная направленность книги – анализ психосоциальных факторов, влияющих на организацию дискурса и обусловливающих многообразие его видов в различных социальных контекстах. Большое внимание уделяется изучению интенционального пространства дискурса, выступающего его психологической основой и во многом определяющего выбор средств выражения, приемы воздействия, круг обсуждаемых тем.

 

 

Психолингвистика: учебник для вузов / ред. Т. Н. Ушакова. - Москва: ПЕР СЭ, 2006. - 416 с.

 

В данном издании представлено содержание современной психолингвистики в структуре, включающей ее общую и отечественную историю, теоретические и прикладные аспекты; рассмотрены новые идеи по проблеме речеязыковой семантики, отношения языка к мозгу. В книгу включены свежие данные, связанные с новыми открытиями в психогенетике, изучением языковых возможностей высших животных. В новом свете рассмотрена тема детской речи. Если вас интересует жизнь языка в психике человека, эта книга для вас. Специальные разделы ориентированы на продвинутых студентов и аспирантов.

 

 

 

Слобин, Дэн. Психолингвистика. Психолингвистика: Хомский и психология / Д. Слобин, Г. Джудит, Дж. Грин. - 4-е изд., стереотипное. - Москва: КомКнига, 2006. - 352 с.

 

Книга состоит из работ современных западных авторов, посвященных психолингвистике – науке, предметом которой является устройство и функционирования речевых механизмов человека в плане их соотнесенности со структурой языка. Работа американского психолога, профессора Д. Слобина – своего рода введение в психолингвистику – знакомит читателя с важнейшими проблемами этой науки и некоторыми методами и задачами психологических исследований языка и речи. Преподаватель Лондонского университета Дж. Грин описывает психолингвистические эксперименты, основанные на моделях «порождающей грамматики» Н. Хомского.

 

 

 

Прохоров, Ю. Е. В поисках концепта. - Москва: Флинта, 2008. - 176 с.

 

В книге рассмотрено современное состояние исследования «концепта» в когнитивной лингвистике, философии и литературоведении. Предложена модель возникновения «концепта» в процессе осмысления мира человеком, выявлены его содержательные составляющие, определены взаимосвязи семантического, семиотического и концептуального пространств в обеспечении коммуникации представителей определенного лингвокультурологического сообщества, выделена роль «концепта» как важнейшего элемента хаосокосмологии общения. Цитата из книги: «…каждый автор под словом «концепт» понимает нечто свое: концептосфера может быть и у языка, и у отдельной лексемы; она может быть связана с отдельным жанром, с отдельным аспектом человеческого бытия и с отдельным наименованием некоторого социального статуса; концепт может быть представлен в языковом сознании и в языковой картине мира и в отдельном литературном жанре; концептом может быть и понятие, и некоторая казуальность, и некоторая эмоция, и т. д. Среди концептов есть еще и константы, а сам он может состоять из лингвокультурем…И все это вместе может помещаться куда-то «в район» ментальности…»

 

 

Когнитивные исследования: сборник научных трудов. Вып. 1 / отв. ред. В. Д. Соловьев. - Москва: Институт психологии РАН, 2006. - 240 с.

Когнитивные исследования: сборник научных трудов. Вып. 2. - Москва: Институт психологии РАН, 2008. - 320 с.

Когнитивные исследования. Проблема развития: сборник научных трудов. Вып. 3 / ред. Д. В. Ушаков. - Москва: Институт психологии РАН, 2009. - 352 с.

Когнитивные исследования: сборник научных трудов. Вып. 4 / ред.: Ю. И. Александров, В. Д. Соловьев. - Москва: Институт психологии РАН, 2009. - 304 с.

Когнитивные исследования: сборник научных трудов. Вып. 5. - Москва: Институт психологии РАН, 2012. - 295 с.

 

Серия под общим названием «Когнитивные исследования» включает монографии и сборники статей по различным аспектам когнитивной науки, иногда называемой в русскоязычной литературе «когнитологией», которая представляет собой широкий междисциплинарный подход, в т. ч. лингвистику.

 

 

 

Песина, С. А. Инвариантность в когнитивной лингвистике и философии языка: учебное пособие. - Москва : Флинта ; Москва: Наука, 2014. - 160 с.

 

Изучение предложенных в пособии структурных форм (концептуальный фокус, лексический эйдос, фокус языковой картины мира, ядро лексикона) и способов их функционирования способствует лучшему пониманию когнитивных процессов, фундаментальной природы языкового мышления, а также природы знаковых процессов, посредством которых они реализуются в действительности.

 

 

 

Слова. Концепты. Мифы: к 60-летию Анатолия Фёдоровича Журавлева / ред. Г. К. Венедиктов. - Москва: Индрик, 2011. - 384 с.

 

Настоящий сборник содержит статьи авторитетных отечественных и зарубежных ученых, известных трудами в области этимологии, лексикологии, диалектологии. Исследуется разнообразный круг вопросов славянской диалектологии и фольклора.

 

 

 

Зализняк, А. А. Многозначность в языке и способы ее представления: монография. - Москва : Языки славянских культур, 2006. - 672 с.

 

Книга посвящена феномену языковой многозначности; в центре внимания находится многозначность лексических единиц (полисемия). Монография обобщает результаты исследований автора в области лексической, грамматической и словообразовательной семантики, концептуального анализа и русской языковой картины мира. Строится концептуальный аппарат описания многозначности, позволяющий адекватно описать недискретное по своей природе явление, каковым предстает многозначность в языке; центральное место в нем занимает понятие концептуальной схемы и множества ее реализаций. Рассматривается лексическая многозначность как проблема теоретической семантики и практической лексикографии; соотношение полисемии, синонимии и межъязыковой эквивалентности при реконструкции языковой картины мира.

 

 

 

Зубкова, Л. Г. Принцип знака в системе языка. - Москва: Языки славянских культур, 2010. - 752 с. - (Studia philologica).

 

Зубкова Л. Г. (1938 г. р.) является автором более 280 работ по общему и частному языкознанию, в том числе по теории языка и истории лингвистических учений, различным аспектам фонетики и грамматики, проблемам типологии. Основное направление исследований – изучение связей между планом содержания и планом выражения в языках различных типов. Монография посвящена категориально-иерархическому и универсально-типологическому обоснованию принципа знака в свете сущностных свойств языка.  Автор доказывает, что согласованность между означающим и означаемым как принцип знака заложена в категориально-иерархической организации обоих планов языка – как плана содержания, так и плана выражения. Будучи языковой универсалией, категориально-иерархическая организация словесного знака в языках различных типов принимает разные формы в зависимости от способа грамматической категоризации и глубины иерархического членения языкового целого, обнаруживая, таким образом, системную мотивированность знака. Типологическая неоднородность языка способствует реализации принципа знака.

 

 

 

Логический анализ языка. Числовой код в разных языках и культурах / ред. Н. Д. Арутюнова. - Москва: ЛЕНАНД, 2014. - 528 с.

 

В книге рассматриваются общетеоретические и частноязыковые аспекты числового кода в разных языках и культурах. Описывается квантитативный подход к различным областям человеческой деятельности, наблюдаемым и моделируемым; исследуются символические значения сообщений о числе и численности в Священном Писании. Анализируется роль сообщений о количестве в различных типах текстов – информационных и художественных, религиозных и мифологических.

 

 

 

Чейф, У. Значение и структура языка. - Москва: Прогресс, 1975. - 432 с.

 

Перевод книги «Meaning and the Structure of Language» американского лингвиста. Автор дает своеобразную трактовку некоторых проблем семантики и структуры языка вообще, рассматривая их под широким углом зрения современных достижений лингвистики, психологии и других смежных наук. Чейф Уоллес окончил Йельский университет, работал в Калифорнийском университете в Беркли и в Санта-Барбаре. Чейф придерживается когнитивного подхода к языку, считает семантику основным компонентом языка и критикует порождающую грамматику Ноама Хомского.

 

 

 

Языковое творчество в динамике семиотических взаимодействий: монография. - Москва: Московский государственный лингвистический университет, 2011. - 404 с.

 

В монографии исследуются различные аспекты языкового творчества с позиций семиотики и когнитологии. На основании анализа структуры и особенностей лингвосемиозиса предложено широкое понимание лингвокреативности как континуума, в котором сосуществуют разнообразные акты творчества – от обыденного общения до поэтического искусства. В когнитивном плане лингвокреативность рассматривается как способность коммуникантов конструировать новый образ объекта с помощью создаваемых вербальных единиц и выражений, а также устоявшихся языковых средств, используемых в новых контекстах.

 

«Лингвокультурология – это направление языкознания, нацеленное на изучение культуры в языке и языка в культуре, т. е. на поиск закономерностей языкового преобразования действительности. Будучи знаковой системой, язык раскрывает безграничные возможности для порождения и закрепления смыслов, при этом его содержательный универсум в культурологическом плане структурируется в виде ценностной картины мира, определяющей наше понимание действительности». /Карасик В. И./

 

 

 

Алефиренко, Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учебное пособие. - 3-е изд. - Москва: Флинта, 2013. - 288 с.

 

В учебном пособии представлена системная панорама становления лингвокультурологической теории слова в рамках взаимодействия новых парадигм когнитивной семантики, семиологии и лингвосинергетики. Для магистрантов направления «Языковое образование».

 

 

 

Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание. - Москва: Русские словари, 1996. - 416с.

 

            А. Вежбицкая разрабатывает не имеющие аналогов в лингвистическом мире теории метаязыка и этнограмматики, создает совершенно оригинальные описания различных языков, позволяющие проникнуть посредством строгого лингвистического анализа в культуру и способ мышления соответствующих народов. Сфера ее деятельности находится на пересечении лингвистики и ряда других наук, в первую очередь, культурологии, психологии культуры и науки о познании.

 

 

 

Взаимодействие лингвистических ареалов: теория, методика и источники исслед. - Ленинград: Наука, 1980. - 272 с.

 

Предлагаемый вниманию читателей коллективный труд посвящен выявлению основных закономерностей взаимодействия и функционирования лингвистических ареалов. Авторы ставили своей целью показать, каким образом такое взаимодействие повлияло на формирование тех или иных особенностей соответствующих ареалов и предупредило конфигурацию самих ареалов. Авторы рассматривают процессы взаимодействия на разных уровнях (фонология, лексика, грамматика), привлекая материал различных языков. Общим для всех авторов является комплексный подход к изучению взаимодействия лингвистических ареалов, с привлечением экстралингвистических данных (истории, археологии, этнографии), что позволяет более убедительно объяснить специфику формирования тех или иных лингвистических ареалов. Материалы скомпонованы по разделам: Развитие исследований и основные типы ареалов. Историческое взаимодействие диалектных ареалов по данным лингвистических атласов (Диалект Люксембурга в западно-средненемецкой зоне). Взаимодействие диалектов и фонологические изменения (развитие систем гласных в скандинавских диалектах). Балто-славянские лингвистические контакты в ареальном освещении. Особенности ареального распределения лингвистических явлений в условиях языкового взаимодействия (На материале иберийско-кавказских языков). Из методики работы над лингвистическими атласами (на материале романских языков).

 

 

Воркачев, С. Г. Страна своя и чужая: идея патриотизма в лингвокультуре: монография / С. Г. Воркачев. - Москва: Инфра-М, 2014. - 151 с. - (Научная мысль ).

 

В монографии исследуются представления о любви к родине в русском языковом сознании на материале этических, художественных и массмедийных текстов, лексикографии, паремиологии, поэзии, в ответах русских респондентов, а также в английской лексикографии.

 

 

 

Воронцов, В. А. Генезис языка, сказки и мифа в контексте антропо-социо-культурогенеза. - Казань: Яз, 2012. - 416 с. - (Мир символики).

 

В книге решаются проблемы становления языка, сказки, мифа на основе разработанной автором концепции антропо-социо-культурогенеза, а также традиционных семиотических систем. Книга адресована культурологам, философам, лингвистам, социологам.

 

 

Журавлев, А. Ф. Язык и миф: лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу". - Москва: Индрик, 2005. - 1004 с. - (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).

 

Работа представляет собою комментирование с нынешних позиций общелингвистических взглядов Афанасьева и развиваемых им конкретных историко-лингвистических положений, дополнение языковых материалов «Поэтических воззрений…» новыми данными и аргументацией. Одна из основных задач работы – показать важность использования языковых данных в этнографических и мифологических исследованиях, в воссоздании целостной картины архаического миросозерцания. Книга адресована лингвистам, фольклористам, этнографам, историкам культуры.

 

 

 

Евсюкова, Т. В. Лингвокультурология: учебник / Т. В. Евсюкова, Е. Ю. Бутенко. - 3-е изд. стереотип. - Москва: Флинта, 2015. - 480 с.

 

В учебнике излагаются теоретические основания лингвокультурологии, отражающие ее становление как новой отрасли знания, характеризуются базовые понятия и категориальный аппарат дисциплины, обсуждается проблематика лингвокультурной концептологии. Авторы демонстрируют, каким образом Лингвокультурологический подход приложим к исследованию разнообразных языковых единиц, освещают способы представления культуры в языке, обсуждают вопросы языковой личности как носителя определенного культурного кода.

 

 

Карасик, В. И. Языковая матрица культуры. - Москва : Гнозис, 2013. - 320 с. - (Филология. Психология XXI века).

 

В монографии обсуждаются проблемы интерпретативной лингвокультурологии. Рассматриваются эмблематика и символика массовой и элитарной культур в лингвистическом аспекте, предлагается лингвосемиотический подход к моделированию концептов, излагаются лингвокультурные комментарии к некоторым поэтическим текстам.

 

 

 

Проблемы семантики языковых единиц в контексте культуры (лингвистический и лингвометодический аспекты): международная научно-практическая конференция, 17-19 марта 2006 г. / ред. А. А. Шумейко. - Москва: Элпис, 2006. - 800 с.

 

             В книге представлены материалы международной научно-практической конференции по разделам: Семантические и прагматические аспекты изучения единиц языковой номинации. Культурно значимая фразеология и лексика в ментальных пространствах текста и дискурса. Когнитивный и национально-культурный аспекты изучения единиц языковой номинации. Лексико-фразеологическая система языка и межкультурная коммуникация. Фразеография, лексикография и дискурс. Диалектология и лингвокраеведение. Проблемы культуры речи в средствах массовой информации и художественной литературе. Методика преподавания языка в школе.

 

 

Топоров, В. Н. Мировое дерево: универсальные знаковые комплексы. Т. 2 / В. Н. Топоров. - Москва : Рукописные памятники Древней Руси, 2010. - 496 с.

 

В известном смысле мировое дерево является моделью культуры в целом. Как мифопоэтический образ, воплощающий универсальную концепцию мира, он засвидетельствован практически повсеместно в чистом виде или в вариантах – «древо жизни», «древо центра», «небесное древо», «шаманское древо», «древо познания» и т. п. Образ мирового дерева реконструируется на основе мифологических представлений, зафиксированных в словесных текстах разных жанров и памятниках искусства, архитектурных сооружениях, ритуальных действиях.

 

 

 

Универсальное и культурно-специфичное в языках и литературах: сборник материалов 2-й международной научной конференции, 28 февраля 2014 года. - Курган: Курганский государственный университет, 2014. - 288 с.

 

В сборнике представлены материалы второй международной научной конференции (2014 г., кафедра английской филологии Курганского государственного университета). Участники конференции касаются различных аспектов проблематики типологических схождений и национального своеобразия в мировом лингвистическом и литературном процессе: Культура. Текст. Дискурс. Язык и познание. Когнитивистика и социолингвистика. Лингводидактика.

 

 

Языки культур: образ- понятие- образ. - Санкт-Петербург: РХГА, 2009. - 432 с.

 

Сборник сектора «Языки культур» Российского института культурологии раскрывает тему соотношения образа и понятия.

 

 

 

Язык и культура: факты и ценности: к 70-летию Юрия Сергеевича Степанова / ред.: Е. С. Кубрякова, Т. Е. Янко. - Москва: Языки славянской культуры, 2001. - 600 с.

 

          Сборник включает статьи на темы, поднятые в научном творчестве лингвиста, философа языка и культуролога - академика Ю. С. Степанова. Это работы по теоретической лингвистике, индоевропейскому сравнительно-историческому языкознанию, семиотике, философии, философии языка, искусствознанию и литературоведению.

 

 

 

Языки мира. Проблемы языковой вариативности: (Сб. ст.). - Москва: Наука, 1990. - 211, 3 с.

 

Предлагаемый труд посвящен одной из актуальных проблем современного языкознания – вариативности в языке, которая проявляется в дифференциации его территориальных, социальных и структурных признаков. Представлены исследования особенностей вариативности на различных языковых уровнях – морфологии, синтаксисе, лексике. Освещаются проблемы вариативности, возникающие при типологическом изучении языков.

 

 

 

Языковая норма и эстетический канон / ред.: В. Я. Порхомовский, Н. Н. Семенюк. - Москва : Языки славянских культур, 2006. - 336 с.

 

          Ведущей темой работы является эстетический, литературный канон в его соотношении с некоторыми языковыми характеристиками, связанными с понятием нормы и нормализованных процессов. Эта тема разрабатывается на фоне ряда общих проблем языка художественной литературы и его места в разноплановых историко-лингвистических и культурно-исторических процессах. Авторы книги стремились к сближении. Лингвистики и литературоведения, к их своеобразному синтезу, поскольку именно такой подход позволяет осветить ряд общих проблем литературоведения и языкознания, т. е. филологии как таковой.

 

 

 

Язык. Человек. Культура: сборник научных трудов. - Шадринск: КИТУБиП, 2010. - 119 с.

 

В статьях сборника анализируются проблемы современной лингвистики: язык и культура, языковая картина мира, человек в зеркале культуры, язык и ментальность, исследование идиолектов, диалектов, дискурсов, современная языковая ситуация.

 

 

 

Between Languages and Cultures: translation and Cross-Cultural Texts / ed.: A. Dingwaney, C. Maier. - Pittsburgh; London: University of Pittsburgh Press, 1995. - 359 p. - (Pittsburgh Series in Composition, Literacy, and Culture). - На англ. яз. - Перевод заглавия:  «Между языками и культурами. Перевод и межкультурные тексты».

 

Аннотация: Перевод и интерпретация. Межкультурная коммуникация. Язык и культура.

Кондратьева Светлана Васильевна,

Зав. отделом иностранной литературы

22.02.2019



%