Размышления на тему…
Может ли театр изменить мир? Может ли театр кукол изменить мир?.. Отвечать за весь мир не берусь, но то, что театр кукол может повлиять на судьбу человека, – это факт, которому есть множество доказательств.
Первым спектаклем театра кукол был для меня «Аленький цветочек». Я и не знала тогда о том, что и театра-то как такового в Кургане не было – был отдел кукольников при областной филармонии, хотя по приказам отдела искусств он проходил как «кукольный театр». Помещения театр в то время не имел, а потому постоянно находился в разъездах по области, и у меня (думаю, что не только у меня) создавалось ощущение, что это вообще театр из другого города приезжал по случаю какого-либо праздника, а у нас в Кургане детского театра и нет вовсе.
Театр, который остался в моих воспоминаниях, не отличался особым лоском. На декорациях, состоящих из традиционной ширмы, обтянутой потёртым плюшем, на задниках лежала печать какой-то усталости. Такое же впечатление производил и спектакль. Куклы в нём были тростевыми, по задумке художника трости маскировались причудливой формы рукавами одежды кукол.
Музыкальное оформление спектакля состояло из артиста с баяном. Световых эффектов тоже было не густо. Но чудеса всё равно происходили! И очень было обидно, что не со мной…
Кукольные спектакли я смотрела раз в год (мне казалось, что только раз в год и может заглянуть в наш город неизвестно откуда взявшийся театр). И, конечно, не предполагала, что когда-нибудь жизнь свяжет меня с этим театром надолго и прочно, что полюблю я артистов, что сама стану частью театральной семьи, что и сын мой привяжется к театру сердцем и, работая совсем в другой сфере, обязательно будет посещать все премьеры, любить театральные капустники, фестивали и, уходя из театра, ждать новых поводов вернуться в него.
Кто-то может подумать, что театр кукол – это игрушки, это несерьёзно. Когда что-то задевает душу настолько, что проливаются слёзы, когда зритель после закрытия занавеса сидит притихший и не торопится покидать зал, когда взрослые люди идут на детские спектакли, а вечерние уже посмотрели несколько раз – это очень серьёзно, очень важно! Это значит, что в наших зрителях идёт большой трудоёмкий процесс формирования души. Это значит, у них есть потребность тревожить душу, будоражить мысли, пытаясь усвоить какие-то истины, представление о которых можно получить только в театре. Театр – это искусство эмоциональное, сюда идут за впечатлениями. Зная наизусть сказки про Дюймовочку, про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку, про Золушку, про то, как сгорел дом у богатой Кошки и чем всё это закончилось, зрители всё равно идут в театр, чтобы ещё и ещё раз пережить волнение, радость, восторг и удовлетворение от того, что зло наказуемо…
Задумывались ли вы над тем, что такое театр? Пытались ли определить, что это такое, не по Белинскому, не по Гоголю, а по-своему?
Я часто задаю себе этот вопрос и прихожу к мысли, что театр – удивительное изобретение человечества, не укладывающееся ни в какие рамки определений, хотя всё, что о нем сказано великими, – правда. Да, театр – вид искусства, синтез, «кафедра», «увеличивающее стекло». Но всё это верно в случае, когда читаешь учебник по истории мирового театра.
А что можно сказать о театре, в котором ты работаешь, который стал тебе домом, а люди, окружающие тебя, – твоей семьёй?
Как можно сказать о театре, в высоком предназначении которого ты не сомневаешься, а кто-то из жителей города даже не знает, где он находится?
Какими словами рассказать о тех, с кем работаешь, кого любишь и ценишь за всё, что есть красивого и ценного в человеке, – доброту, профессионализм, духовность? Наверное, слова найти можно, но поверят ли? Очень уж красивые люди, замечательный театр, прекрасные спектакли, великолепные творческие отношения – не фантазия ли это? Не срабатывает ли здесь принцип «каждый кулик свое болото…»? Нет, всё, о чём пишу, правда, а чтобы убедиться в этом, нужно чаще бывать в нашем театре.
Ну, а что касается меня, то это удача и жуткое везение, что я работаю именно в этом театре, имя которому – «Гулливер», лауреат и дипломант международных и российских фестивалей, член Международной ассоциации кукольников (УНИМА), Курганский театр кукол.
Гулливер – английское слово, его придумал Свифт. Перевести его можно по-разному, но, учитывая, что герой романа был путешественником, остановимся на значении «огромная чайка», символ путешествий. Если чуть-чуть схитрить, то можно разложить это имя и на русские корни: «гулить» и «вера». «Гулить» значит развлекать, играть. Вместе получается вера в игру и развлечения, в то, что с их помощью можно сделать очень многое: соединить руки, согреть сердца, заглянуть в будущее и полюбить прошлое, а значит, сохранить его, сберечь для новых поколений. А это очень важно. Помните, у А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости»?
Мы любим думать о себе хорошо. Конечно же, мы не дикари. Но если честно: кто знает, кем была ваша прабабушка? Откуда берёт начало ваш род? Многие ли из нас могут похвастать крепкими семейными традициями, реликвиями, передаваемыми из поколения в поколение?
А ведь бывают в жизни моменты, когда просто необходимо повернуться лицом к прошлому, к нашим историческим, культурным корням! Добрым и надёжным помощником в этом как раз может стать театр «Гулливер». Спектакли, идущие на его сцене, разнообразны и имеют очень широкий зрительский диапазон. Они интересны и самым маленьким, и их родителям, а порой и бабушкам…
Получив желаемые эмоции, зрители аплодируют артистам, иногда оставляют записи в книге отзывов, говорят слова благодарности работникам театра, которые встречают и провожают их, и покидают театр… Но это не означает, что в театре стало тихо, безлюдно, безжизненно. «Гулливер» живёт полной жизнью практически круглые сутки. Как он живёт? Как жил все свои семьдесят лет, даже тогда, когда ещё не имел статуса, сегодняшнего имени, пусть маленького, но своего зала? Какими спектаклями удивлял зрителей? Чего хотели одержимые кукольники «Гулливера»? Как он получил своё название? Как возрождался вновь и вновь после опустошительных «нулевых циклов»? Чего достиг театр за годы своего существования? Попробуем проследить этот путь, эту «мечту о полёте», этот «разбег длиною» в семьдесят «шагов»?