ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
В библиотеке имени А. К. Югова накануне собрались ценители военной прозы и актёрского мастерства. Здесь прошёл показ спектакля «Сентиментальный вальс» – это постановка по мотивам одноимённого рассказа советского писателя Евгения Воробьёва.
Капитан Воробьёв (именно так его называли коллеги и друзья) – писатель-фронтовик. До и после войны он работал спецкором «Комсомольской правды» на Южном Урале, писал о «монтажниках – высотниках» Магнитогорска, о буднях других великих строек страны, главными героями которых были вчерашние фронтовики. Немногие помнят, но именно по его произведениям был снят любимый многими поколениями советский фильм «Высота».
Евгений Воробьёв прошёл всю войну и за личную храбрость в суровых кровопролитных боях был награждён Орденом Красной Звезды. Как и многих писателей-фронтовиков его волновали послевоенные судьбы его современников.
– Для меня сочинения Евгения Воробьёва – это дань памяти о моём дедушке, о том поколении, которое всё сумело преодолеть, всё смогло! Памяти людей того поколения – поколения фронтовиков – мы посвящаем этот музыкальный спектакль, – отметила во вступительном слове режиссёр постановки, музыковед Татьяна Пак.
Вступительное слово сказано, на импровизированной сцене в зале Юговки разворачиваются события послевоенных лет. Бывший фронтовик, а сейчас почётный заводчанин Макшанов отдыхает в приморском городке и вечером приходит на концерт баяниста-виртуоза, в котором узнаёт своего однополчанина Петра Матвеевича. Эта случайная встреча и зазвучавшая со сцены пьеса Петра Ильича Чайковского «Сентиментальный вальс» мгновенно проникла в самые глубинные уголки памяти и навеяла воспоминания о войне: о тяжёлых испытаниях, фронтовых товарищах и о несбывшейся мечте…
Эту пронзительную историю зрители услышали в мастерском исполнении поэта, музыканта и актёра Николая Бардина (он читал слова от автора) и солиста Курганской областной филармонии Петра Бабина (музыкальное сопровождение на баяне). Кстати, как признался Пётр Бабин, от спектакля к спектаклю музыкальный репертуар меняется. Баянист сам подбирает классические и народные произведения, которые могли бы быть исполнены на концерте под открытым небом на берегу моря. Литературное слово и вечная музыка гармонично соединились в повествовании о трагическом прошлом главного героя.
Макшанов вспоминает, как фронтовой товарищ, баянист Пётр, не бросал свой баян даже в самые трудные минуты боя. Эта бережливость распространилась и на других боевых друзей. Порой они рисковали жизнью, но баян спасали из-под пуль, берегли, чтобы «не охрип на все лады», укрывая палаткой от дождей. Ведь в минуты затишья его мелодичные звуки спасали от душевных ран, тоски по близким и даже как будто заглушали физическую боль.
Особенно любила такие импровизированные концерты Васюта – отрядная медсестра. Из всех произведений больше других ей нравился «Сентиментальный вальс», часто просила его сыграть.
Послушать «Сентиментальный вальс» в последний раз Васюта попросила и в последние минуты своей юной жизни, когда во время одной из сложнейших подрывных операций получила смертельное ранение в живот. Этот вальс звучал и в те минуты, когда провожали Васюту в последний путь и навсегда прощались с ней.
Главный герой рассказа Макшанов вспоминает свою светлую влюблённость в Васюту, острую боль беды, свалившейся на него с её гибелью, и запоздалую клятву верности – клятву, которой не суждено быть услышанной. Но остался «Сентиментальный вальс», как связующая ниточка между ними, как вечная тема любви и памяти…
Теперь, в мирное время, эту волшебную музыку услышал по-новому и сам баянист Пётр Матвеевич. По-новому начинают её слышать и те, кто побывал на спектакле «Сентиментальный вальс». В этом признались гости библиотеки имени А. К. Югова после спектакля.
Ольга Сапожникова, фото Валерии Крапивиной.
Юговка и её читатели приняли участие в Пасхальном фестивале
21 апреля 2025Курганцы встретят светлый праздник Пасхи вместе с Юговкой
18 апреля 2025Национальная электронная библиотека
Единое электронное пространство знаний. Содержит коллекции оцифрованных документов (как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом).