ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
Любители мирового и отечественного кинематографа собрались на первую в 2023-м году встречу правового кинолектория «CinemaLex», чтобы посмотреть и обсудить один из шедевров мирового кино, первый американский фильм гениального немецкого режиссёра Фрица Ланга «Ярость» (1936 г.). Показ прошёл в Концертном зале Юговки.
Перед началом просмотра ведущий кинолектория Валерий Алексеев познакомил зрителей с историй создания фильма. Он вышел на экраны в 1936 году, когда в Европе начали набирать силу фашистские настроения. В основу сценария этой ленты легли реальные события, происшедшие в окрестностях Сан-Франциско, когда толпа обывателей провинциального городка пыталась штурмом взять тюрьму и совершить суд Линча над подозреваемым в похищении детей, совершенно невиновным человеком. Можно сказать, что картина Фрица Ланга – предупреждение о том, как и в совершенно, казалось бы, благополучном мире, может зародиться ярость, ставшая горючим гибельной идеологии нацизма, жертвами которого впоследствии стали миллионы людей в Германии, а вскоре и во многих других странах.
– Именно Фриц Ланг превратил кино в искусство! А этот фильм для режиссёра был очень важен. Это фильм – предупреждение о том, как и к чему та самая толпа может привести, каковы будут последствия. Люди в ярости думают, что вот сейчас они совершат самую правильную справедливость. В конце фильма следует хэппи-энд, но человек уже другой, человек настолько обожжён этой яростью, – отметил Валерий Алексеев.
Будущий классик английской литературы XX века Грэм Грин в своей рецензии назвал «Ярость» Фрица Ланга «…единственным известным мне фильмом, к которому хотелось бы добавить эпитет "великий"». Главную роль в этой ленте исполнил неподражаемый Спенсер Трейси, которого завсегдатаи кинолектория «CinemaLex» помнят по фильмам «Нюрнбергский процесс» и «Пожнёшь бурю». Блестящая игра Трейси и других талантливых актёров полностью погрузила участников кинолектория в действие и не оставила в зале равнодушных.
Сюжетная линия чёрно-белой картины интригует с первых минут: механик Джо Уилсон, заработав на заводе на автомобиль, едет к своей любимой, которая живёт и работает в другом городе. Неожиданно на проселочной дороге путь ему преграждает заместитель шерифа небольшого городка со словами: «Вы подозреваетесь в убийстве!». Невиновный Джо допрошен и заключён под арест по подозрению в похищении ребёнка. Основным предлогом его задержания является присутствие в его карманах солёных орешков – главная примета в описании членов преступной чикагской банды похитителей детей. Слух о виновности Джо быстро разрастается по маленькому городку. Местные жители приходят в ярость и требуют наказания! На улицах начинаются беспорядки, у тюрьмы собирается толпа, чтобы линчевать преступника.
Сам шериф сомневается: на самом ли деле Джо виновен? «Напоминаю вам: обвиняемый – подзащитный Закона!» – пытается он объяснить разъярённой толпе. Но местные жители его уже не слышат, дело доходит до рукоприкладства, беснующаяся толпа проникает внутрь здания, круша всё на своём пути, слезоточивый газ и винтовки полицейских не могут сдержать натиска. Толпа, одержимая самосудом, поджигает тюрьму.
Довольные своим коллективным поступком, люди глядят на горящее здание, как на экран в кинотеатре. Они не позволяют пожарным тушить огонь, перекрывают воду и рвут шланги. Справедливость восторжествовала, преступник уничтожен!
Джо чудом удаётся спастись, но он скрывает факт своего спасения. Теперь он мечтает только об одном — отомстить линчевателям и повесить их с помощью Закона.
22 участника событий оказываются на скамье подсудимых, их обвиняют в поджоге и убийстве. И, хотя ни тела убитого, ни даже фрагментов его одежды не обнаружено, веское доказательство преступных деяний — кадры кинохроники, на которых запечатлён каждый из линчевателей.
Оставшегося в одиночестве Уилсона мучают воспоминания, совесть и тоска по невесте Кэтрин. Он вспоминает её слова: «Джо, я не хочу мести, я хочу быть счастливой. И они не убийцы, они лишь часть толпы. Поверь, они хотят вернуть тот день и прожить его иначе».
Очень символичен конец фильма. Джо решается явиться в зал суда, он предстаёт перед судьёй как раз в момент оглашения приговора. «Они могли смотреть, как я горю, но не выдержали справедливого суда, – восклицает Джо, – но мне плевать на них, я пришёл сюда ради самого себя».
Джо хочет начать всё сначала. И это шанс.
После просмотра зрители долго обсуждали и анализировали экранизированную ситуацию. Кто-то рассуждал о том, что важнее – закон, мораль или собственная убеждённость? Как под давлением толпы не потерять самого себя? А некоторые высказывали мнение о том, что суметь противостоять одержимой толпе дано далеко не каждому, это требует огромной силы воли и убеждённости в собственной правоте. И в большинстве случаев толпа побеждает.
– В этом фильме есть чрезвычайная вовлечённость этих людей в процессы, которые происходят. Они действовали плохо, кошмарно, ужасно. И это несомненно. Но я обращаю ваше внимание на то, что они рассматривают происходящее как своё, они за это отвечают. И это не единственный американский фильм той эпохи, в котором это прямо просматривается. То есть, у них нет чувства отчуждения между государством и их собственным отношением к происходящему. Это их жизнь. Это их дела, это их процессы. И вот в этой извращённой форме выплёскивается их несовершенное, но в основе лежащее, чувство справедливости. А дальше оно страшным образом, конечно, трансформируется… Право – это разум. Право – это процедура. И если нет справедливой процедуры, то и истину установить невозможно, – подчеркнул куратор проекта «CinemaLex», уполномоченный по правам человека в Курганской области Борис Шалютин.
Кинолекторий по правам человека «CinemaLex» продолжит свою работу в Юговке, следующая встреча планируется в конце марта. Участники будут знакомиться с другими киношедеврами, делиться впечатлениями и своими суждениями с правовой, юридической и моральной точек зрения.
Ольга Сапожникова, фото автора.
Курганцы встретят светлый праздник Пасхи вместе с Юговкой
18 апреля 2025Национальная электронная библиотека
Единое электронное пространство знаний. Содержит коллекции оцифрованных документов (как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом).