ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
Знатоки нашего края собрались в библиотеке имени А. К. Югова на заседание клуба любителей истории «Забытый Курган». Курганские краеведы реконструируют события и факты из жизни родного города, в том числе знакомятся с необычными судьбами горожан. На очередном заседании руководитель клуба, заслуженный работник культуры РФ, историк-краевед Александра Михайловна Васильева рассказала о судьбе матери «короля московских репортёров».
«Чарна Бронтман и её сыновья» — так назвала своё исследование и повествование Александра Васильева. Её рассказ – о женщине удивительной судьбы, в которой было всё – от голода, лишений и каторги – до кремлёвских привилегий и столичной респектабельности. Мать четырёх удивительных сыновей, которые внесли большой вклад в развитие страны – Чарна Бронтман.
— Это имя в Кургане мало кому известно, почти никому. Хотя Бронтман – это «король московских репортёров» до конца 40-х годов. Какое-то время он жил в Кургане. И вот однажды, листая интернет, я читаю, что Лазарь Константинович Бронтман родился в Кургане, в деревне Мало-Чаусово, в 1905 году. Но это невозможно, потому что этого семейства в Кургане в то время не было. А потом посмотрела, что и его сын пишет, что отец родился в Кургане, эти же сведения в «Википедии», во многих других источниках. Но это не так. Когда Лазарь вступал в коммунистическую партию, то в своей анкете он написал: «Я родился в Иркутске». Семья, действительно, какое-то время жила в Кургане, а дети этой семьи тесно связаны с историей нашего государства, — рассказывает Александра Васильева.
Еврейская семья Бронтман образовалась в 1903 году. Отец семейства, Ханцель, работал маляром в Одессе, входил в группу социал-демократов. И в эту же группу входила юная девушка, которая работала на конфетной фабрике, Чарна Чеченицкая. Вместе они вели революционные кружки, читали пропагандистские книги и были арестованы за то, что распространяли листовки в Одесском оперном театре. Чарну быстро отпустили, а Ханцеля оставили под арестом, и в 1904 году его приговорили к каторге в Якутской губернии.
— Ещё в своём кружке он получил подпольную кличку Константин. И с 1904 года он по всем документам проходил как Константин Григорьевич Бронтман. Чарна взяла его фамилию. В 1904 году они приехали в Якутск. Денег у них не было, заработков тоже. Но государство им платило пособие. В Якутстке Бронтманы присоединились к революционно-настроенной молодёжи из соседних улусов. Всех их сослали в Иркутск. И Бронтманов тоже. Лазарь – старший ребёнок там и родился в 1905 году, — повествует краевед.
Изначально Бронтманов отправили на каторгу на 6 лет, а потом прибавили ещё шесть лет, за что – данных нет. Но в общем в ссылке семья провела12 лет.
Через два года в семье родился второй ребёнок Абрам. Через какое-то время их перевели в Знаменку. Там родился третий сын Александр. Потом семью перевели в Тулун, здесь старший сын Лазарь пошёл учиться в училище. И тут же рождается последний ребёнок в этой семье – Давид.
В 1914 году, по окончании ссылки, семья Бронтманов приезжает в Курган.
— По своей ли воле, государство ли их направило, но они приехали жить в Курган. И здесь Константин Григорьевич окунулся в нашу политическую курганскую жизнь. И в Совет депутатов входил, и газету они с Белоноговым создают, и прочее. Он был энтузиастом. Всю эту деятельность он проводил бесплатно. Квартиру даже снять не могли с четырьмя детьми. Пришлось переходить с квартиры на квартиру. И в марте 1918 года хозяин умирает. Чарна Алтеровна остаётся одна с четырьмя детьми. Старшему Лазарю было на тот момент 13 лет, младшему 2 года. Работы не было. Общество политкаторжан поддерживало ссыльных поселенцев и семью Чарны тоже. Ей выплачивали деньги. Потом курганские власти стали выплачивать ей 315 рублей, ровно столько же, сколько получала мать Наташи Аргентовской, — рассказывает Александра Васильева.
Вдова с четырьмя сыновьями за свою долгую жизнь сумела преодолеть путь от голода и нищеты до респектабельной московской сытости. Её обеспеченная старость во многом была устроена благодаря детям, которые оказались на редкость способными, трудолюбивыми, удачливыми и востребованными.
Абрам окончил Зоотехнический институт в Москве. Был знаменитым в СССР овцеводом, выводил новые породы овец. В 1943 году он сильно заболел и в 1945 году умер от неизвестной болезни.
Александр и Давид в детстве очень увлеклись пионерским движением, потом пошли по комсомольской линии, стали активными лидерами. Александр поступил в авиационный институт, работал во Внуково, был переведён в Киев. Он, единственный из всех, был в Кургане в 1967 году.
Младший Давид был известным спортсменом, занимался альпинизмом, работал инструктором по альпинизму. Позже связал свою жизнь с космической деятельностью, работал в Центре управления полётами.
Но самым известным и прославленным стал старший Лазарь. На момент ухода из жизни отца он учился в уездном училище. Сейчас в этом здании на улице Куйбышева расположена детская библиотека имени Виктора Потанина. После окончания четырёх классов мальчик перешёл в другое учебное заведение, в 1921 году эти школы закрыли. Лазарь Бронтман перешёл учиться в сельхозтехникум.
Затем он продолжил обучение в Москве. Стипендии на жизнь не хватало, поэтому он начал подрабатывать – писать небольшие статьи для местной прессы. И его заметили. В 1925 году Лазаря Бронтмана приглашают в газету «Правда», в которой он проработал всю жизнь. А началась его репортёрская работа со встречи с Луначарским – молодого журналиста сразу похвалили за отличный материал. Лазарь много и с интересом работал, рос профессионально, редактировал серьёзные тексты. Со временем перспективный очеркист вошёл в кремлёвский пул, его стали пускать на заседания партии на самом высшем уровне, допустили до встреч со Сталиным. В это время в журналистской среде его по праву стали называть «королём московских репортёров».
Одним из самых заметных его дел стал автопробег «Москва – Каракумы – Москва», прогремевший на весь СССР. А потом был нашумевший полёт на Северный полюс, за него Лазарь Бронтман был награждён Орденом Трудового Красного знамени.
Считается, Лазарь Бронтман – единственный человек в Кургане, которого целовал Сталин. Случилось это в 1937 году при личной встрече.
Награды, ордена и звания посыпались на него, как золотой дождь. Заботливый сын перевёз в Москву свою мать, которая была обласкана властями, имела кремлёвскую карту и отоваривалась в спецмагазинах. Так проявлялось уважение государства к матери главного журналиста страны.
Но судьба не пощадила и короля: в 1949 году его лишили работы за материалы по «Делу врачей». Безработного Бронтмана взяли в журнал «Знамя», но только на непубличную редакторско-корректорскую должность.
«Король московских репортёров» умер в 1953 году. Похоронили его за счёт газеты «Правда» на Новодевичьем кладбище.
Всю свою взрослую жизнь Лазарь Бронтман вёл дневник. Писал всё честно и подробно, с деталями и, на первый взгляд, неприметными фактами, которые может разглядеть и осмыслить только настоящий журналист. Недавно «Дневники Лазаря Бронтмана» были опубликованы.
– Если вы хотите узнать правдивую историю страны – читайте «Дневники Лазаря Бронтмана». Я постоянно их перечитываю. Они опубликованы в публичном пространстве. Это сама правда, потому что изначально это писалось в стол, для себя, – посоветовала Александра Васильева.
Мать «короля репортёров» Чарна Бронтман прожила очень долгую и яркую жизнь. Она до самого последнего дня жила с младшим сыном Давидом, помогала ему с воспитанием сына. Чарна умерла в 1967 году, её прах хранится в ячейке на одном из московских кладбищ.
Ольга Сапожникова, фото Валерии Крапивиной.
Электронный каталог КОУНБ им. А.К. Югова
Каталог книг, периодических изданий, описания статей по гуманитарным наукам, экономике, технике, экологии, описания статей о Курганской области