ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
Знатоки нашего края собрались в библиотеке имени А. К. Югова на заседание клуба любителей истории «Забытый Курган». Очередную встречу посвятили теме «Наводнения в Кургане».
Открыла встречу заместитель директора библиотеки имени А. К. Югова Ольга Бабушкина:
– Сегодня мы поговорим об исторических наводнениях. Это, своего рода, экскурсия в прошлое, некая защита от современных новостей. Когда читаешь, что происходило 100 лет назад, и даже раньше, сразу чувствуется подтекст: «Ребята, сохраняйте спокойствие, мы это уже всё пережили». И, пока мы знаем свою историю, знаем, как боролись с природными катаклизмами наши предки, мы сохраняем своё спокойствие, – добавила Ольга Юрьевна и представила первого докладчика – руководителя клуба «Забытый Курган», заслуженного работника культуры РФ, историка-краеведа Александру Васильеву.
При подготовке к встрече Александра Михайловна нашла уникальные данные. Оказывается, первое наводнение в Кургане было зафиксировано ещё в 1736 году! Историк рассказала о своём любимом краеведе, который как раз и обнаружил эти данные – Николае Алексеевиче Абрамове:
– Кто впервые стал заниматься историей города Кургана? Именно краеведением города Кургана? Мой любимый краевед – Николай Алексеевич Абрамов. Он занимался историей города Кургана и окрестных сёл. Записывал всё, что узнавал от стариков или находил в старых книгах и других источниках, – рассказала Александра Михайловна.
В 1854 году, в Русском географическом обществе, Абрамов описывал реку Тобол так: «Тобол льёт. Река горы Ардырь в вершинах своих то скрывается под землёй, то показывается, пока не примет в себя двух рек – Аяк и Убагам. На границах Тобол принимает реку Уй, течёт по Курганскому уезду 275 вёрст. В древности он был шире и гораздо глубже. Ныне ширина его – от 20 до 70 сажен (на 1854 год), средняя глубина – до 5 аршинов».
В этой же статье указано, что в 1736 году, в Царёвом Городище, от разлития вод Тобола произошло чрезвычайное наводнение. Крепость, окружающие слободы и деревни пострадали.
Следующее сообщение о наводнении относится к 1799 году. В этом году в Кургане появился новый городничий. Ему сообщили, что в Кургане ожидается наводнение. Он озаботился безопасностью граждан и 20 апреля передал сообщение городскому обществу (тогда это было Общество купцов и мещан, которое занималось оповещением населения): «До сведения моего дошло, что сверху реки Тобола идёт немалая вода. Для прибывающих в городе, живущих на низких местах, имею взять надлежащую предосторожность, дабы от прихода воды не могло последовать какого-либо вреда», – указывалось в сообщении городничего. При всём том — возвышать все возможные старания и попечения о сохранении стоящих при берегах Кургана казённых дощальников и в потребных случаях предоставлять всевозможную помощь».
В 1859 году в Зауралье выпало очень много снега, а весна была тёплая, поэтому 7 апреля вода начала поступать очень быстро. За короткое время уровень реки поднялся на 2,5 аршина. 8 апреля вода поднялась ещё на 1 аршин.
Наводнение причинило крестьянам большие убытки: затопило жилые дома, расстроило сельское хозяйство, снесло мельничные и водяные амбары.
Одно из самых крупных наводнений в Кургане произошло в 1914 году. Еще 10 апреля жителей просили эвакуироваться, но все они оставались в своих домах. В ночь на 14 апреля вода стала стремительно подниматься и затопила прибрежные улицы.
Александра Михайловна показала фотографии того масштабного наводнения. Были затоплены мельницы, хлебные склады, торговые лавки и более сотни жилых домов. В тревожной обстановке ухудшения ситуации в Кургане наблюдался упадок торговли, и, как следствие, вздорожание цен на продукты питания. Город стал напоминать маленькую Венецию, где от Тихоновки до Копая (ныне район ул. Бурова-Петрова), от Нижне-Базарной площади (ныне район Центрального рынка) до полотна железной дороги главными средствами передвижения стали лодки и плоты. Пик небывалого наводнения пришелся на 17 апреля. В этот же день городской Думой был избран комитет для оказания помощи пострадавшим, куда вошли городской голова и несколько курганских купцов.
О крупных наводнениях XX века в Кургане рассказал журналист, историк и экскурсовод Алексей Дедов.
О наводнении 1941 года сообщалось заранее, с начала марта. Вода поднялась 3 мая. Но уже в конце апреля и начале мая начала работать специальная комиссия по борьбе с наводнением.
Алексей Николаевич рассказал о распоряжении, которое было опубликовано в газетах 1 мая: запрещалось переплывать Тобол на лодках и самодельных плотах:
– Видимо, течение было очень сильным. Чтобы возить людей на другой берег, по Тоболу курсировали катера. Катер причаливал прямо в центре города. И, кроме того, эти катера, конечно, занимались ещё и спасением людей, – добавил историк.
Вся информацию об уровне воды в Тоболе, новостные сводки и распоряжения комиссии публиковались в газете «Красный Курган». Оригиналы газет того времени можно найти в Юговке. А оцифрованные номера «Красного Кургана» выложены на сайте Юговки, в разделе «Электронная библиотека».
Самое катастрофичное наводнение в Кургане в первой половине XX века случилось в 1947 году. В тот год вода затопила восточную часть города вплоть до улицы Пролетарской, на месте Шевелёвки был сплошной водоем. Уровень воды в 1947 году достиг отметки 1087 см!
Пик его пришёлся на 9 апреля. Но готовиться к нему тоже начали заранее.
Городская комиссия по борьбе с наводнением была создана ещё 19 февраля. 15 марта она издала приказ № 1 и предупредила население о том, что будет наводнение, описала все районы, которые будут затоплены. Предприятиям было приказано подготовить запасы материальных средств, подготовить транспорт, лодки, любые средства передвижения.
Но курганцы всё равно не ожидали большой воды. Она пришла внезапно – в ночь с 8 на 9 апреля, буквально прорвалась и за одну ночь затопила огромную территорию. Когда утром город проснулся, то обнаружил плавающие фундаменты домов. Можно было даже увидеть такую картинку: семья плывёт на лодке, а к лодке привязана корова.
Вот так эти события вспоминает очевидица Александра Михайловна Васильева, которой в 1947 году было 8 лет.
– В 1947 году мой отец уже пришёл с фронта, и мы жили у маминой сестры. Своего дома у нас тогда не было. Помню, как отец забежал в дом, схватил меня на руки и выбежал на улицу. И вот он бежит, а по пятам бьёт волна. Мы пробегаем по Савельева, заворачиваем на Горького. Он забегает во двор, а дом стоял не в улицу, а в глубине двора. А за ним забегает волна и бьёт о крыльцо дома, – вспоминает историк.
Никаких теплых вещей и одежды папа маленькой Саши не успел прихватить с собой. Унёс дочку в безопасное место, в чём была – тонком летнем платье. Из-за того, что не было необходимой одежды и учебников, Саша временно не ходила в школу. Вот, что она вспоминает:
– Однажды мама говорит: «Пошли, посмотрим на воду». Встали мы с ней напротив церкви. И вдруг идёт Варвара Никитична – моя учительница в первом классе – и говорит: «Ты почему не в школе?» Я говорю: «Да как бы... я вот в этом платье и учебников нет». Она говорит: «Приходи всё равно». Я была в таком горе... Утром надо идти в школу. Зачем я пошла смотреть эту воду?
Вот так ярко это у меня в памяти сохранилось.
Участники встречи также вспомнили о последнем разрушительном наводнении ХХ века. О большой воде, которая накрыла Курган в 1994 году, рассказала заведующая отделом краеведческой и редкой книги библиотеки имени А. К. Югова Екатерина Сорогина.
Добавим, что клуб «Забытый Курган» уходит на каникулы. Краеведы и историки и встретятся в Юговке в сентябре.
Валерия Крапивина, Полина Головина, фото Валерии Крапивиной.
Курганцы встретят светлый праздник Пасхи вместе с Юговкой
18 апреля 2025