| ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
В рамках памятных событий к 80-летию начала Нюрнбергского процесса над военными преступниками Третьего Рейха, вошедшего в историю под неофициальным названием «Суд народов», в библиотеке имени А. К. Югова собрались любители хорошего кино, заставляющего размышлять. Среди гостей – студенты курганских вузов – будущие юристы, философы и преподаватели – практикующие правоведы. В зале библиотеки прошёл открытый показ фильма Стэнли Крамера «Нюрнбергский процесс» (1961). Сеанс организован в рамках юговского проекта «Жизнь за пределом жизни» совместно с Государственным архивом социально-политической истории Курганской области.
– Фильм, который вы сейчас увидите, на мой взгляд – один из лучших в истории кинематографа и, несомненно, лучший в том жанре, который называется «судебная драма». Этот фильм мы регулярно смотрим со студентами-юристами в рамках дисциплины «Философия права», этот фильм входит в экзаменационный билет. Потому что, если вы хотите понять, что такое право, то лучше, чем этот фильм, вам ничто не объяснит. Поэтому я хочу, чтобы вы смотрели фильм не просто как некий сюжет, а пытались осмыслить и понять, какие он ставит фундаментальные юридические проблемы. В качестве намёка напомню о том, что в середине XIX века появилась в Англии странная концепция, согласно которой право – это нормативные акты, которые принимает государство. И эта концепция очень быстро распространилась по континентальной Европе, и во многих до сегодняшнего дня распространённых учебниках эта позиция широко представлена. Но право – это совсем про другое. И не случайно слова «право» и «справедливость» имеют один корень. Эта концепция господствовала в континентальной Европе, в Советском Союзе тоже, вплоть до Большого Нюрнбергского процесса. Фильм, который вы сейчас будете смотреть – он не об этом. Он об одном из 12-ти малых Нюрнбергских процессов, которые прошли после Большого. Но для юристов этот процесс – самый главный. И вы сейчас сами поймёте, почему, – обратился к зрителям директор Государственного архива социально-политической истории Курганской области, доктор философских наук Борис Шалютин.
Премьера юридической кинодрамы «Нюрнбергский процесс» американского режиссёра Стэнли Крамера состоялась в 1961 году. Картина основана на реальных событиях — малых Нюрнбергских процессах. Главные роли исполняют актёры с мировыми именами: Спенсер Трейси, Ричард Уидмарк, Марлен Дитрих, Максимилиан Шелл. Киноведы часто называют «Нюрнбергский процесс» вершиной режиссёрского мастерства Крамера и центральной точкой его карьеры.
— Уже в третий раз в этом зале Юговки мы будем переживать эмоции, которые вызовет этот фильм. Фильм родился на основе телевизионной пьесы, которую создал американский драматург Эбби Манн, работавший, в основном, для телевидения. В 1959 году вышла постановка, а уже через 2 года зрители увидели фильм Стенли Крамера. Главную роль – роль судьи, который должен разбираться в том, как творилось судопроизводство в Третьем Рейхе, играет великий американский актёр Спенсер Трейси. В Юговке есть книги, посвящённые его творчеству. Почитайте, узнаете много интересного, в том числе и о переживаемых его героями событиях.А о фильме, я думаю, сам фильм скажет, — отметил перед началом показа ведущий проекта «Жизнь за пределом жизни», киновед Валерий Алексеев.
Чёрно-белая юридическая кинодрама идёт почти три часа (без одной минуты) и всё это время держит в постоянном напряжении. У ленты 11 номинаций на премию «Оскар», в том числе как лучшему фильму года. Две номинации оказались победными — за лучшую мужскую роль Максимилиана Шелла и лучший адаптированный сценарий Эбби Манна. В 2013 году фильм вошёл в Национальный реестр фильмов Соединённых Штатов Америки, как обладающий «историческим, эстетическим или культурным значением».
Фильм основан на реальных событиях, произошедших в 1948 году в немецком городе Нюрнберг через два года после окончания процесса над главными нацистскими преступниками. В ходе одного из малых Нюрнбергских процессов слушаются дела судей, служивших нацистскому режиму. Сам Гитлер не дожил до этого судного времени, но на скамью подсудимых сели его соратники. Чтобы возглавить судебный трибунал, в Нюрнберг приезжает бывший судья окружного суда из американской провинции Дэн Хейвуд.
Фильм «Нюрнбергский процесс» – первый фильм в истории отечественного проката, который показывали без купюр. Его новизна – в исследовании природы фашизма, его психологии, в утверждении, что фашизм эксплуатировал не только низменные и грязные, но подчас и высокие побуждения людей, опирался не только на обывательские инстинкты, но и спекулировал на таких понятиях, как патриотический долг и закон. Он, этот «обыкновенный фашизм», прячется в несправедливости, он живёт везде, где люди обманывают себя мыслью, будто политическая цель оправдывает средства. Можно ли оправдать убийство миллионов людей? А принудительную стерилизацию? Можно ли понять тех, кто ставил свои подписи под приговором о смертельной казни без очевидных доказательств? Что заставляло их делать это: собственные убеждения в справедливости или внешние обстоятельства?
Суд призван защищать дух правосудия. Но полностью правосудие можно установить, только изучив характер человека. В фильме эту тему раскрывает образ Эрнста Янинга – судьи с мировой известностью, до и во время Второй мировой войны написавшего десятки книг и учебников по юриспруденции, чьи труды ранее изучали студенты университетов во всём мире. Янинг единственный из подсудимых, кто признал свою вину в конце фильма.
До прихода Гитлера к власти судьи были независимыми. Но в 1933 году, когда власть захватили нацисты, правосудие перешло в руки диктатуры фашизма. Немецких судей обязали защищать интересы фашистского государства и безоговорочно карать тех, кто против. Чувство собственной справедливости уступило место нацистским законам. Как должен был поступить судья, который принёс присягу своему государству?.. Мог ли он уйти в отставку?.. Мучают ли его кошмары за миллионы убитых жизней?.. Считает ли он себя виновным?... Почти три часа зрители размышляли над вопросами, которых по ходу фильма появляется всё больше…
По окончании кинокартины зрители долго обсуждали увиденное, высказывали свои впечатления, делились мнениями.
Показом этого шедевра мирового кинематографа историко-краеведческий проект «Жизнь за пределами жизни», посвящённый восьмидесятилетию окончания Великой Отечественной и Второй мировой войн, завершается.
Подробнее о фильме «Нюрнбергский процесс» вы можете узнать в читальных залах Юговки, где всегда ждут тех, кому небезразлично качественное кино, вызывающее дискуссии и формирующее жизненную позицию человека как личности.
Ольга Сапожникова, фото Валерии Крапивиной.
В Юговке привечали зиму душевными тёплыми песнями (ФОТО)
21 ноября 2025Курганским студентам в Юговке рассказали об истории книги
21 ноября 2025
Национальная электронная библиотека
Единое электронное пространство знаний. Содержит коллекции оцифрованных документов (как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом).