ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
Более трех миллиардов писем, посылок, счетов проходит каждый год через почтовые отделения страны. Ответственность, внимательность, терпение – качества, которыми должен обладать каждый работник данного рода деятельности.
Развитие почты как системы передачи корреспонденции заняло сотни лет, и для этого человек приспосабливал многие свои изобретения. Так от голубиной почты или сигнального дыма от костров мы пришли к доставке корреспонденции дронами и электронной почте. Древнегреческий историк Геродот сказал: «Ни снег, ни дождь, ни жара, ни мрак ночи не удержат курьеров от скорейшего завершения предначертанного пути». Эти слова правильно отображают главную задачу почты.
Познакомимся с некоторыми видамипередачи корреспонденции.
Голубиная почта
Люди давно хотели приспособить для переноски почты птиц и в разное время пытались использовать для этого разные виды. Например, во французском городе Тулоне некоторое время использовали дрессированных чаек, в Америке пытались научить этому ласточек, в России проводили эксперименты с соколами. Но голуби оказались вне конкуренции.
Их приручили и использовали для доставки сообщений ещё в глубокой древности. В Древнем Египте с помощью голубей сообщали правителям о разливе Нила. В Древней Греции – передавали имена победителей на Олимпийских играх. Есть упоминания о голубиной почте у финикийцев, римлян, персов, евреев и галлов. Даже есть свидетельства об использовании голубиной почты инками, майя и ацтеками.
На роль почтовых голубей отбирали самых сильных и здоровых из обычных птиц, это не была какая-то отдельная порода. Хорошо дрессированные почтовые голуби могут пролетать расстояние в среднем 300 км, хотя были и случаи полётов и на 1000 км. Как правило, почтовый голубь летит на высоте 100-300 метров со скоростью 60-70 км/ч.
В России первую регулярную почтово-голубиную связь организовал князь Голицын в 1854 году. Его голуби летали между поместьем в Москве и имением в деревне Симы, это примерно 90 вёрст.
Бутылочная почта
Послание на бумаге сворачивается в виде свитка и кладётся в стеклянную бутылку. Бутылку закупоривают и бросают в океан. Гонимая течением бутылка прибивается к берегу, где её и находят. Считается, что изобретателем бутылочной почты является греческий философ Теофраст, который ещё в IV веке до н.э. отправлял послания в бутылках. Довольно часто приходилось пользоваться этим способом морякам, и есть сотни историй об этом. Посланиями в бутылке в качестве способа передачи сообщений до сих пор пользуются жители некоторых индонезийских островов.
Катастрофная почта
Так у филателистов называют почтовую корреспонденцию, уцелевшую после крушения самолёта, дирижабля, поезда, после кораблекрушения или иной катастрофы. В таких случаях обычно использовали почтовое гашение, этикетку или напечатанный текст, которые наносились или наклеивались на конверт. Это могли быть штемпели «Прибыло повреждённым», «Из почты затонувшего судна…», «Попало под поезд» и т.п. Если письмо было сильно повреждено, его вкладывали в «санитарный конверт» или «похоронный мешок» и затем отправляли по назначению.
Дети по почте
В 1913 году почта США приняла новые правила, которые позволили населению отправлять посылки весом до 5 килограмм, что более чем вдвое увеличило действовавший прежде двухкилограммовый лимит. Причём поначалу не было ограничений, что можно пересылать, а что нельзя. И некоторые американцы придумали… Первыми послали своего ребёнка по почте Джесси и Матильда Бигл из городка Глен-Эсте, штат Огайо. Они купили марок на 15 центов, после чего их новорождённый сын весом около 5 кг был доставлен бабушке. А некая миссис Стэйли из Стратфорда, штат Оклахома, выслала своего двухлетнего внука его тёте в Веллингтон, штат Канзас, уплатив 18 центов.
Наибольшую известность получила отправка по почте шестилетней Мэй Пирсторф, которая в 1914 году преодолела более 100 км на поезде, чтобы навестить бабушку. Об этом путешествии была даже написана детская книга «Пересылка Мэй».
В начале ХХ века в США можно было пересылать детей по почте, причём услуга эта стоила в 10 раз дешевле билета на поезд. Причём отправляемые почтой дети не упаковывались в какие-либо коробки, ящики или другие контейнеры. На одежду малышей просто наклеивались марки, после чего они передавались почтальону. Он и доставлял их по нужному адресу.
Почтовые лошади.
В России была особая порода лошадей для почтовых троек – вятская лошадь. Это о ней писал Гоголь, сравнивая Русь с птицей-тройкой. Это они замерзали в степи с ямщиком. Это они трудились на благо народа 150лет, пока их не вытеснили автомобили. Почтовая служба Российской империи в XVII-XVIII веках свои почтовые тройки в средней полосе комплектовала вятскими лошадьми. Эти лошади в сутки могли пробежать до 120 вёрст. Вятская лошадь – северная лесная упряжная лошадка. Она невысока, крепкой конституции, энергична, добронравна, крайне неприхотлива, устойчива к простудам.
А знали ли вы, что существует подводная почта, трамвайная почта, что службу чтения чужих писем называют «Чёрный кабинет»? Об этом и многом другом читайте на страницах увлекательной книги «История почты», которую можно почитать в зале патентно-технической литературы библиотеки имени А. К. Югова.
(12+)
Елена Дюрягина, фото Кристины Ивачёвой
Наука на кухне: что кипит у вас под крышкой
27 февраля 2025Нанотехнологии: правда и вымысел
2 октября 2024«Нескучно о научном: Машина, дарующая свободу»
3 июня 2024