Девичий веер доньи Роситы
Премьера спектакля «Девица донья Росита» состоялась 18 мая 2007 года.
– Если бы не было людей, я бы не видела, как бежит время, – говорит героиня спектакля – Росита, в ожидании возвращения жениха. – Я жду как в первый день.
История про девицу Донью Роситу напоминает некоторые уже известные повествования об обманутых девушках. Но при этом история, рассказанная Лоркой, всё же, самобытна, а, обретя сценическое воплощение, она превратилась в театральную фантазию.
Известный испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка начинал с прозы, но в драматические произведения вплетал и стихи, основанные на ритмах испанского фольклора из которого поэт умел извлечь самое главное – нерв. Испания в нашем представлении – это разнообразие ритмов: жарких, рассыпчатых, лёгких и страстных, зловещих и радостных и всегда неоднозначных. Здесь даже в любви просматривается смерть, пусть даже осыпанная лепестками роз…
На сцене – дыхание испанской провинции, белые от солнца дороги с маленькими домиками на горизонте. Маленькими, уютными, но раздираемыми страстями, не имеющими выхода за пределы, цветистых двориков. Художник спектакля Татьяна Терещенко сознательно ушла от общепринятого стереотипа красно-чёрного сочетания в изображении Испании. Она делает её более яркой, пёстрой, порой кричащей, словно сознательно нарушая гармонию, бросает вызов, доказывая: страсть губительна, а значит, не может быть гармоничной… Словно подтверждением тому звучит песня в сопровождении гитары Пако де Лусия – голос, полный драматического накала…
Жених уезжает, обещая вернуться. Пишет письма, полные любви и обещаний. Росита ждёт, становясь всеобщей насмешкой со своим девичьим веером… Давно пора износиться простыням из приданого, а она всё нашивает атласные ленты на свои юбки… Уже все знают, что он женился. Нашлись добрые люди, и Росите рассказали, а она по- прежнему ждёт, как в первый день…
– Если бы не было людей… Я не хочу знать, как бежит время…
Всё здесь – грань: жизни и небытия, сна и реальности, счастья и беды, свободы и заточения.
Режиссёр спектакля Станислав Железкин, увидев самостоятельную работу артистки Оксаны Кириевской, был поражён страстью, с которой она существовала в материале, и взялся за непривычный для него (по его словам) материал. В итоге «Гулливер» вписал в репертуарную афишу ещё один спектакль, в котором работали Ирина Тимофеева, Алексей Гущук и Роман Есин. Постановку танцев осуществила хореограф Оксана Юрова. Алла Семёнова тоже внесла свою лепту в эту работу – её голос звучал за кадром, но соединение живого плана и фонограммы сделано так тонко, словно она реально, на сцене переживала все эти страсти.
Работу Оксаны Кириевской в спектакле трудно переоценить. Моноспектакль по пьесе с большим количеством персонажей – это всегда сложно. Надо найти для каждого свою краску и при этом не упустить динамику главной роли, соединить пластику с ритмом, танец со статикой и при этом держать зрителя… Выход на публику – это всегда проверка: правильности расставленных акцентов, найденного темпо-ритма, сквозного действия, а внутри всего этого – судьба: актрисы, героини, всего спектакля…
Каждый спектакль имеет свою судьбу, свою дорогу. Судьба «Девицы доньи Роситы» не была яркой, а путь её не усыпали цветами. Спектакль рождался сложно, сложно жил, сложно воспринимался зрителями. Трудно сказать, в чём причина: в необычном материале? В серьёзности поднимаемых вопросов? В каких-то актёрских просчётах? Не могу сказать сегодня наверняка, но я всегда воспринимала эту работу актрисы, как серьёзную удачу. Странно, но судьба спектакля – словно отражение судьбы его героини.