Социальный мираж

Премьера спектакля «Шарманка» состоялась 27 марта 2005 года.

2-69

В девяностые годы в коридорах нашего театра располагалась выставка нашего главного художника Татьяны Терещенко. Вдоль стен расположились эскизы к спектаклям. Далеко не все из них к тому времени уже были воплощены в жизнь. Среди них были и эскизы к спектаклю «Шарманка» по пьесе Андрея Платонова, которые обращали на себя внимание. Это не был мир сказок, это была почти историческая реальность, трансформированная до уродливости, но вполне узнаваемая по советским символам: серпам и молотам, красным косынкам, полосатым футболкам. Но в 90-е годы вся эта гипертрофированная реальность 30-х годов снова так приблизилась к нам, а герои так стали узнаваемы, что до боли хотелось «примерить» на сегодняшний день и текст и события, происходящие в пьесе.

Всё как-то разладилось в нашем мире: переоценка ценностей, надрыв в попытках жить по-новому, разрушив старое. Люди перестали слышать друг друга, лица превратились в маски, среди которых улыбчивую и добрую найти всё труднее. Жизнь превратилась в существование в рамках исковерканного социума.

Эскизы к пьесе Андрея Платонова созданы были Татьяной Терещенко очень давно, не находилось смельчака, способного взяться за столь трудный, необычный материал.

Увидев впервые эти эскизы, Галина Коптяева влюбилась в них сразу. И когда была «назначена» режиссером-постановщиком, восприняла это, как знак свыше. Отказываться от Платонова сочла неуместным.

В спектакле очень умело состыковались текст, музыкальное решение, пластика тел (хореограф – Оксана Матыскина), благодаря которой легко считывалась радость ударного коллективного труда, апофеоз великих строек, пафос созидания и гордость за прекрасное будущее. Правда, краски при этом на сцене не были жизнеутверждающими.

Художник создала на сцене хаос и бессмыслицу узаконенной рутины. Увенчав ваги кукол серпами и молотами, она уже заставила зрителей улыбаться – так нелепо приросли эти символы единства крестьян и пролетариата к персонажам спектакля.

Всё нелепо – до банкета с блюдами из птичьего помёта, муравьиной кислоты и лопухов, а иностранцы удивляются и по-прежнему хотят знать секрет всё той же загадочной русской души.

Люди превратились в пайщиков и членов, не важно, какого добровольного общества. Речь персонажей напичкана тезисами, советско-партийной терминологией, цитатами из циркуляров, лозунгами и призывами – всё это результат работы с массами, попытка превратить людей в большой послушный механизм. Правда, прославление пролетариата – замечательная находка композитора, Татьяны Алёхиной, идёт на мотив молитвенного песнопения. А песня «о мечте про светлую жизнь» звучит так тоскливо, что становится понятно: мечта – недосягаема.

Жанр спектакля режиссёр определила, как социальный мираж – и зрители, действительно, наблюдают мираж, поселившийся в нашей стране на 70 с лишним лет. Вот и отголоски демонстрации послышались…

Культработник Алёша с подругой Мюд – «дети всего международного пролетариата» «рвутся куда-то вдаль», в поисках своего места в этом хаосе, потому что на свете «скучно стало жить»… Мюд и Алёша довольно лиричны, но окружающая действительность не в их жанре. Они погружены в жизнь, совершенно абсурдную, и, пропуская весь этот абсурд через себя, тоже начинают выглядеть нелепо в своей надуманной жизни и стремлениях что-то в ней изменить.

Глядя на всё это сумасшествие, становится страшно от того, что материал, написанный 80 лет назад, остаётся актуальным и сегодня. Страшно от того, что огромное количество людей по-прежнему стремится «возглавить» кого-то, не пытаясь что-то созидать.

Весной 2006 года спектакль отправился в Тюмень. Оттуда, с фестиваля «Золотой конёк», гулливеровцы вернулись с тремя наградами. Спектакль «Шарманка» получил «Гран-при», приз за лучшее оформление спектакля (Татьяна Терещенко) и за лучшую мужскую роль (Алексей Гущук).

Позволю себе процитировать фрагмент тюменской журналистки Елены Ганопольской: «…фестивальная публика кричала «браво». «Шарманка» покорила коллег, соперников, самых придирчивых и взыскательных зрителей.

2-71

Спектакль-мираж. Жанр так и обозначен: «социальный мираж в 7 видениях». То, что происходило на сцене, не могло происходить никогда, даже в самые сумбурные, горячечные времена советской власти. Буденовка, красные платки, серпы и молоты — узнаваемый антураж, не более того. Речь гремит победным звоном лозунгов и прокламаций, но это металлолом, переплавленный фантазией Андрея Платонова.

Пародия? Нет. Бред? Поначалу так и казалось: бред, порождение воспаленного ума. Но этот мираж приворожил. От этой «Шарманки» невозможно отвязаться. Она играет мотив, который давно звучит в тебе и звучать не перестанет. Один и тот же вопрос: зачем, зачем, зачем живу…».

Этот вопрос каждый мыслящий человек задаёт себе в течение жизни не раз, и не два. Вопрос один, но ответ у каждого свой: ведь у одинаковых с виду шарманок мелодии всё же разные.