«Маленький шедевр кукольного искусства»
Премьера спектакля «Медной горы Хозяйка» состоялась 5 февраля 1994 года.
Спектакль «Медной горы Хозяйка» имел, к сожалению, короткую, хотя и яркую жизнь в нашем театре. Он значился в плане постановок, Татьяна Ивановна Терещенко работала над оформлением и могла бы в тот период диссертацию защитить по уральским самоцветам. Станислав Фёдорович Железкин думал о режиссёрских ходах, опираясь на оригинальный текст сказов Бажова. Но, оказывается, инсценировки пока не было. Железкин, разговаривая с директором театра, скомандовал: «У вас есть завлит, пусть она напишет инсценировку». У меня никто не спросил – доводилось ли мне когда-нибудь этим заниматься или нет, просто поставили перед фактом: нужно написать. Так как делала я это первый раз, то, конечно, очень волновалась – получится ли? Будет ли соответствовать требованиям режиссёра? Сможем ли мы найти общий язык с ним? С Железкиным мы тогда ещё были знакомы мельком, хотя легенды и байки о нём ходили по нашему театру бурно. К моему удивлению, инсценировка режиссёра устроила, не вызвав никаких замечаний или пожеланий, её сразу взяли в работу и начались репетиции спектакля по замечательным уральским сказам Бажова. Материалом «болели» все, ведь в наших коридорах висели эскизы будущего спектакля, в которых был заложен новый, необычный взгляд на известные сказы.
Вся материальная часть делалась в наших цехах, и все с нетерпением ждали – когда все отдельные части сложатся в одно целое… И вот, сцена начала преображаться, будить воображение… Сценография спектакля была очень интересной: на сцене вырастали горы, раскалывались камни, куклы сочетались с живыми артистами и постоянно меняли свои размеры. Для этого спектакля Татьяна Ивановна изобрела особую механику кукол, которыми можно было работать, как планшетными, так и как гапитными, на ширме. В спектакле было много фольклорных песен, а фонограмма источала дыхание гор, их тайную подземную жизнь – удивительная мистическая атмосфера была создана режиссёром, который сумел отобрать из предложенного художником и завмузом самые точные творческие находки.
В спектакле было огромное количество кукол самых разных систем. Один и тот же персонаж в разных планах – разные куклы, с разной механикой, и артистам надо перестраиваться на ходу. Но в этот момент в театре работают замечательные мастера-кукольники Евгений Бондаренко, Ирина Шаламова, Владимир Перчаткин, Константин Сапунов и, конечно, Алла Семёнова, которая играет Катерину.
Спектакль задумывался авторами, как возвращение к нашим истокам, к потерянной духовности. Мы пытались осмыслить, пересмотреть наши связи с природой. А материал сопротивлялся, пожалуй, так же, как и при работе над «Алёнушкой»!
«Хозяйка Медной горы не хотела впускать нас в свои недра, раскрывать секреты… Никогда здесь, в Кургане, не работал так долго над одним спектаклем», – посетовал Станислав Железкин в интервью газете «Курган и курганцы»…
Начало спектакля было таинственным и нежным. Из тёмной глубины сцены возникали великаны, у них в руках крошечный человечек – Данила родился! Художник так спутал все размеры и масштабы, что люди казались исполинами. Боги? Ангелы, ведущие своих героев дорогами начертанной кем-то свыше судьбы? Холщовые рубахи, цветастые рабочие фартуки, ленты на лбу – чтобы волосы не мешали при работе… Они бережно несут в руках Данилушку… У кукол не лица – лики: рубленые черты лица, влажные скорбные глаза, тяжёлые веки, сразу становится понятно – кто здесь главный… А Данила-то, откуда он взялся? От кого с малых лет навыки успел перенять? А может это самой Хозяйки посланец?
Зелёной кисеей струится малахитовая дорожка, то тут, то там мелькает искрящийся шлейф Хозяйки. То она девушкой явится, то старушонкой шустрой предстанет, то великаншей обернётся, камни раздвинет так, что провалится приказчик в бездну, только над камнем останется кукольная вага, как могильный крест.
Жизнь в спектакле была не только у людей. Здесь скалы жили – дышали, хороводы водили, то смыкались тесно, то вдруг откуда-то простор появлялся на нашей маленькой сцене без купола! Художник умело использовала ткани и их фактуру – искрящуюся и вместе с тем холодную.
На первом же фестивале в Оренбурге спектакль производит такой фурор, что каждый раз на «круглом столе» критики, анализируя чью-то работу, возвращаются к нашей «Хозяйке». Они говорят о ней с таким восторгом, что те, кто не посмотрел этот спектакль, начинают нервничать – похоже, они не увидели самый главный спектакль этого фестиваля. И в последние дни критики, переходя снова к «Хозяйке», уже извинялись, но обойтись без разговора об этом спектакле не могли, настолько он был гармоничен, а все составные части спектакля были выверены настолько, что стали единым целым в созданном художественном образе. Не зря в газете «Оренбургская неделя» (10.06.94) появилась заметка Наталии Веркашанцевой: «Маленьким шедевром кукольного искусства назвали московские критики спектакль Курганского театра кукол «Гулливер» «Медной горы хозяйка» по известному сказу Бажова. Для этого и впрямь были все основания. Одни хвалили его за то, что в театральной постановке был использован опыт киноискусства – умелый монтаж крупного, среднего и общего планов. Другие главное достоинство спектакля увидели в том, что в нём раскрылись возможности кукольного театра, как Театра. Третьи отмечали богатейший звуковой ряд, в котором узнавались журчание ручейка, шелест осыпи, скрип бадьи, поднимающей из шахты руду. Четвёртыми не была оставлена без внимания световая гамма: таинственный полумрак хозяйкиных владений, кромешная тьма, волшебное мерцание медной шапки действительно давали пищу воображению. И все в один голос говорили о фольклорной основе, о русских народных песнях, звучащих в спектакле. Музыка не просто тонко и органично вплеталась в ткань театрального действия, она отражала состояние души героев, решавших сложные духовные проблемы…
Для детей это сказка о приключениях мастера Данилы. Для их родителей – история про то, как совместить простое человеческое счастье с извечным стремлением художника постичь тайну искусства.»
Конечно, в центре внимания находился Данила (артист Константин Сапунов) с его желанием создать такую чашу, какой никто до него не делал. Он, находясь в муках творчества, хотел невозможного, не думал больше ни о чём, а оберегала его, хлопотала о нём опять же хрупкая девушка – Катерина (артистка Алла Семёнова), которая с самой Хозяйкой не побоялась встретиться и отвоевать Данилу, которому и у Хозяйки, возле уже созданной великолепной чаши, было мучительно неуютно. Да и как могло быть иначе – веками доказано, судьбами многих творцов, что не может художник творить для себя. Ему важно, чтобы его создание видели люди, могли любоваться, оценить. Только в таком случае любое творчество имеет смысл… Но Катя, одинокая, покинутая, верит, что может изменить ситуацию – сила её чувств так велика, что сама Хозяйка спасовала. Настоящая любовь действительно чудеса творит.
Музыка, состоящая из фонограммы шумов, звуков и фольклорных песен, тоже была неотъемлемой частью спектакля: ведь именно песня помогает выплеснуть накал страстей – не кукольных, настоящих. Песня и радостью поделиться возможность даёт, и боль выплеснуть помогает – душу, хоть немного, облегчить.
Любит Хозяйка над людьми тешиться. Хорошему человеку встретиться с ней – радости мало, а худому – и вовсе горе. В спектакле очень чувствовалась эта двойственная природа Хозяйки. Она была и чудо, и чудовище. Дала Даниле то, к чему он стремился, но ведь и поработила его за это! Да, дала силу, неуязвимость, сделала Мастером, но ведь памяти лишила, чтобы ничего дорогого, сокровенного не осталось! Искусство требует жертв, но не все на них согласны, а потому – спасибо Кате, поменяла ход событий…
«Медной горы Хозяйка» был тем спектаклем, с которым могло бы вырасти несколько поколений. Он мог бы стать спектаклем «на вырост» – его можно было пересматривать много раз и считывать всё новый и новый смысл. Не судьба… По осени придёт «новый главный», и уедут из театра Перчаткин Володя, Шаламова Ира, Бондаренко Женя, да и Костя Сапунов уйдёт из театра на телевидение…