Взращивайте добродетели
Премьера спектакля «Господин Ибрагим и цветы Корана» состоялась 29 января 2009 года.
«Одинокий волк» , по собственному определению, Андрей Санатин позволяет себе жить, как и завещано в Библии, одним днём, не заглядывая вперёд и не строя больших планов на будущее, но имея на него вполне конкретные виды. На репетициях он курил сигарету за сигаретой, чередуя затяжки с глотком крепкого, часто приправленного коньяком кофе. Делая замечания актёрам, он время от времени заскакивал на сцену, пытаясь вести диалог пластикой тела. Довольно часто он присаживался в кресло и начинал что-то писать в своём ежедневнике – этот процесс сопровождает каждую его репетицию. За время постановки спектакля он исписывает 5–6 общих тетрадей замечаниями, размышлениями, к которым возвращается вечером, когда репетиция окончена. И в эти часы мозгового штурма и анализа тетрадь снова пополняется записями, чтобы завтра, придя на репетицию, можно было убедиться в своей правоте и выстроить действие. Он всегда знает, куда вести артистов.
«Господин Ибрагим и цветы Корана» – третий спектакль Санатина в нашем театре. На первый взгляд, совершенно разные спектакли, созданные на основе драматургии разных эпох, разрабатывают одну вечную тему, заявленную в первом: «Какое это чудо – человек, какая это мерзость – человек!»
Зрителю легко определить, кто есть кто: если образцом чуда является один, а мерзость представляет другой персонаж – тут всё ясно. Гораздо сложнее, когда один и тот же герой обнажает разные грани своего «Я», а они так далеки друг от друга, как небо от земли. На гранях этих отражаются пороки и добродетели, непостижимо, на первый взгляд, уживающиеся в одном и том же человеке. «Взращивайте добродетели, – словно взывает к зрителям господин Ибрагим, – они всходят на любой почве – за ними надо умело ухаживать».
Любовь и её тепло необходимы всем. Отсутствие любви коверкает душу, создаёт комплексы. Как важно иметь рядом друга, который многое разъяснит, научит воспринимать жизнь в любом её жанре и верить в то, что всё, что ни происходит, происходит к лучшему.
Оформление сцены (художник Елена Волкова), как и в предыдущем спектакле Санатина («Сны Арлекина»), лаконично. Сценическое пространство свободно для полёта, в который увлекает за собой воздушный змей – для кого-то символ детского восторга, открывшегося в какой-то момент чуда: он летит! Для кого-то это знак свободного парения над извечной приземлённой обыденностью – грустно, если мы перестаём летать даже во сне.
Сцена погружена во мрак (в таком же пребывает и подросток Момо, настроенный завоевать мир любыми способами, правдами и неправдами), и лишь отдельные лучи пробивают эту серость, напоминая, что не всё так плохо, ведь если сквозь тучи пробивается луч, значит там, за толщей мрака, всё же есть светило, которое способно согреть, растопить лёд, даже если он в сердце! Лучей, а значит и света, к концу спектакля становится больше, мрак рассеивается, и становится понятно – жизнь есть за что любить, в ней так много интересного!
Помочь подростку выбрать правильный путь, ненавязчиво направив его в нужном направлении, разворачивая лицом к добру и «кутая» в любовь – задача непростая, особенно, если сердце мальчика, не изведав тепла, успело ожесточиться, а представления о самой жизни оказались просто извращёнными. Как хорошо, что рядом оказался Ибрагим – араб-бакалейщик, философ и просто человек с добрым сердцем, открытым, как и его магазин, круглые сутки, даже по выходным дням.
Почему, увидев, что мальчишка ворует в его лавке, он не бьёт его по рукам и не ведёт в полицию, а говорит: воруй, но только у меня, я – прощу? Умение понять и простить дано не всем, но Ибрагим, словно видя далёкое отражение своих мальчишечьих проблем в этом дерзком мальчишке, терпеливо преподаёт ему урок за уроком, которые учат доброте, душевности, любви.
В спектакле были заняты артисты Владимир Базунов, Роман Есин, Татьяна Кокина. Трио было изумительным. Нежность и покладистость Татьяны оттеняла мужской дуэт. Таким трепетным и мудрым, как в этом спектакле, я больше нигде не видела Владимира Базунова…
Спектакль шёл очень мало, о нём можно сказать: не насмотрелись, не наигрались, нет, даже не так: не успели рассмотреть, осознать, осмыслить…
Глубинный материал, переворачивающий душу, проработанный и потрясающе прожитый артистами и постановщиками, не успел достичь цели. Сначала из-за болезни Володи Базунова, а потом и Роман Есин покинул театр. Судьба оказалась неблагосклонной к этому спектаклю.