Алексей Гущук
Алексей Гущук:
– Театр для меня это дело. И где найти такую работу, на которой позволено петь в коридоре? Я возвращаюсь сюда с удовольствием. Назвать театр работой – язык не поворачивается.
…Весной 95-го года в театре стало шумно и даже тесновато – появилось много молодых людей. Часто стали слышны взрывы смеха, это Наталья Плеханова набирала парней и девушек для обучения в Екатеринбургском театральном институте. Дело это было перспективное и своевременное. Мужчины в театре кукол, по крайней мере, в нашем театре, очень часто были страшным дефицитом. И вообще в силу отсутствия у театра стационара многие годы, квартир, нормальной зарплаты, откровенно плохих условий работы, актёрский состав, бывало, обнулялся. И вдруг такая возможность: Управление культуры выделяет деньги на обучение целого театрального курса. Во время учёбы ребята уже начинали свою работу в театре, ну а став профессионалами, должны были и дальше трудиться во славу театра. Десять человек – 6 красавцев парней и 4 красивых девчонки – завидное пополнение для любого театра. Кто-то из них уже имел отношение к театру – занимался в кружках, театральной студии, кто-то пришёл, как им казалось, случайно, за компанию, но в любом случае у молодых и талантливых ребят начался период открытий – больших и малых: ключевых, которые пронесут через всю жизнь, и просто радостных, наполняющих жизнь разнообразием и эмоциями. Они вписались в коллектив театра, стали его семьёй, его гордостью. Был среди них красивый парень с доброжелательной улыбкой – Алексей Гущук.
Мальчик, выросший в районе швейки, для которого улица была частью его жизни, в которой важно было стать Царём горы в снежную зиму, научиться владеть кнутом, как Будулай, или луком, как Робин Гуд. Мальчик, который много времени проводил на берегу реки в попытках выудить рыбёшку и ещё мог видеть большое, широкое небо, не загороженное многоэтажками, не предполагал, тем более не планировал, что когда-то случай приведёт его в театр, и жизнь потечёт совсем по другому руслу. Хотя, кажется, вообще он мало что планировал.
Мама Алексея видела в нём офицера, и он – не возражал, но подвело зрение. Но мы-то с вами уже знаем, что зорко одно лишь сердце, а потому всё случилось так, как случилось!
Алексея влекли путешествия, хотелось увидеть мир, дальние страны, но оказался он студентом машиностроительного техникума, где благополучно и с творческим отношением проучился четыре года. После учёбы в техникуме отправился служить в армию. Талантливый человек во всем талантлив, и на армейском смотре художественной самодеятельности Алексей читает стихотворение:
Хочу я воспарить, доверившись всецело
Тем крыльям, что не видит человек.
Из глубины души растут они несмело,
Как из глубин земных родятся сотни рек.
Хочу я окунуться с головою
В росу на листьях, золотистый лес,
Облить крыло одно морскою синевою.
Другое же – голубизной небес.
Пусть крылья те, чьим взмахам я доверил тело,
Умчат меня туда, где начался мой век.
Хочу я воспарить, доверившись всецело
Тем крыльям, что не видит человек.
Как замечательно, как важно, что Алексей доверился этим крыльям, крыльям вдохновения, любви, созидания. Я вам скажу больше – прежде, чем прочесть эти стихи, он сделал самое важное – он их сочинил! Ну как мог человек, сочинивший такие стихи, не оказаться в театре?
Среди студентов были, конечно, не только орлы, их брутальность оттеняли девушки – хрупкие, красивые, и была среди них та, за чьё сердце Алексей решил бороться и ведь победил, хотя претендентов было немало! Мы всем театром наблюдали, как он завоёвывает сердце Ирины Тимофеевой. Наверное, здесь впервые сказались его режиссёрские способности. Он завоёвывал сердце любимой не просто спонтанно, наобум, он выстраивал этот процесс, каждым новым поступком повышая градус их отношений. Он продумывал свои действия и в итоге выполнил свою сверхзадачу. Здесь, в театре, сложилась новая семья – мы всем театром гуляли на свадьбе Ирины Тимофеевой и Алексея Гущука.
Вхождение в профессию – процесс длительный, требующий большого количества сил и времени. Учёба стала началом открытий и подарков судьбы, свела и познакомила довольно близко с людьми, которые раздвинули рамки привычного восприятия мира.
Сергей Константинович Жуков – это его выпускники приехали в Курган в 1975 году и дали нашему театру имя, а в 95-м он снова готовит артистов для нашего театра. Упражнения с руками требуют упорных занятий, постоянного тренинга и умения фантазировать, мыслить образно, нестандартно, а кроме того, поднимаются какие-то новые, неизвестные до того пласты культуры.
Именно в эти годы учёбы к Алексею приходит понимание того, что учёба, постижение азов будущей профессии занимает всё больше и больше времени, а на друзей и какие-то посторонние дела времени совсем не остаётся, и, что самое удивительное, это не огорчает, и в такой ситуации ничего не хочется менять.
Ребят быстро начали занимать в репертуаре. Спектакль «Пиноккио», «Сказки дядюшки Римуса». Для них это первые шаги в овладении сценической культурой, и потому основная нагрузка лежит на артистах, уже имеющих опыт. Молодёжь – в эпизодах и с музыкальными инструментами.
А уже в начале второго курса приезжает удивительный, харизматичный, живой, живее всех живых – Станислав Фёдорович Железкин на постановку «Пиаф» и занимает в спектакле Базунова, Евдокимова, Протасова и Гущука. Все совсем юные, Андрей Протасов был самым опытным – и образование, и несколько лет практики.
У Алексея, как и других артистов, кроме Аллы Семёновой, на которую и поставлен спектакль, сразу несколько ролей – Папаша Гассион, Ив Монтан, Жорж Мустаки, актёр.
Это была работа, от которой у всех захватывало дух. Они неопытны, не только в актёрском плане, у них не хватает жизненного опыта, но всё компенсируется страстью, желанием постичь, сделать!
Если кто-то думает, что играть в куклы – это просто, очень сильно ошибается. Оживить куклу – это не только «попасть в маску», в характер куклы… Я этот процесс наблюдаю со стороны, но я вижу: сколько собственных сил, нервов, души отдают артисты кукле. Зритель даже не предполагает, какой священный трепет испытывал Алексей, когда вводился в спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке», спектакль, уже проверенный временем, любимый зрителями, спектакль, к финалу которого и сегодня Алексей подходит с жутким волнением, сомневаясь в том, что возьмёт нужную высоту. Зритель не догадывается, как глубоко проникает артист в суть спектакля, познавая сакральное зерно материала, как он волнуется от одной мысли, что вот он пришёл в этот мощный спектакль, который видели во многих городах нашей страны, которому посвящались целые газетные полосы, который стал знаковым в судьбе театра, в судьбе артистов, а теперь и в его судьбе…
Ни про один свой спектакль Алексей не говорит с лёгкостью – он в материале и относится к нему очень серьёзно. Здесь исключается какая бы то ни было небрежность. Алексей работает красиво, с любовью к материалу, будь это «Piaf» или «Коняги», или «Принцесса на горошине».
Кто из зрителей, приходя на спектакль, собирается вести диалог с артистом? Многие и не подозревают, что он есть! Но артист знает, что если зрителю говорят, что во время спектакля нельзя разговаривать, это совсем не значит, что спектакль играется в полной тишине. Артист не может работать без диалога со зрителем, он всегда чувствует отклик зрительного зала. Здорово, если сердца артистов и зрителей во время спектакля бьются в унисон, но в любом случае артисты чувствуют: откликается зал или он равнодушен. И тогда мобилизуются все внутренние, душевные резервы, чтобы зацепить зрителя, заставить волноваться, сопереживать.
Ярким примером такого актёрского посыла в зрительный зал был спектакль «Чудесный костюм цвета сливочного мороженого». В зале не было мужчин, спектакль игрался для женщин! И вот тут происходил потрясающий эффект – 80 зрительниц все, как одна выходили с ощущением, что спектакль играли только для неё! Вот она, волшебная сила искусства, сотканная из таланта, азарта, обаяния…
Когда, собирая материал для фильма, я спрашивала артистов: «Что такое театр?», я, неожиданно для себя услышала серьёзные ответы. Я помнила этих девочек и мальчиков, которые весело проводили время и внешне не производили впечатление вдумчивых философов. А сегодня они поняли – они имеют дело с душой! Они формируют душу ребёнка, они пытаются достучаться до замученной повседневностью души взрослого! Хотят, чтобы им доверились, воспарили с ними всецело на тех крыльях, что не видит человек… Из глубины души растут они несмело…
Несмело! Их надо поддержать, помочь расправить… Тонкое ремесло, да и не ремесло вовсе – искусство! Независимо от того, с каким репертуаром они работают.
Единственный, кто ответил в этом фильме шуткой, был Алексей. Он отшутился: «Здесь можно дурить зрителя». Но, видимо, чтобы научиться дурить хорошо, он окончил ещё и режиссёрский факультет.
Я не знаю более надёжного, более спокойного, бесконфликтного человека в театре, чем Алексей. Он не делает проблемы из пустяка – если надо, он берёт молоток, ставит лестницу, лезет и что-то прибивает. Если всем некогда, заслуженный артист России пылесосит сцену, просто потому, что ему же не трудно… Алексей по-настоящему предан театру, в котором работает, и всегда готов прийти на помощь молодым артистам и взять на себя часть чужих забот ради успеха общего дела. Алексей зачастую является и режиссёром массовых праздников и мероприятий, проводимых театром в масштабах города.
Алексей, внешне очень спокойный, миролюбивый, просто, как настоящий мужчина, умеет сдерживать свои страсти. Он даже шутит, словно извиняясь, словно сам с собой тут поговорил…
95-й или начало 96-го года, Ленинградское телевидение снимает передачу о театре. Артисты в костюмах, носятся по коридору – снимается пробежка. И, вдруг, бухгалтерия приглашает получить зарплату.
И на фоне общей радости, словно не веря своим ушам, Алексей Гущук произносит:
- Деньги и слава в один день! Невероятно!
Ещё смешнее становится, когда вспомнишь, что передачу ту мы даже не видели и не знаем – вышла ли она в свет: у нас тогда не принимал 5-й канал, ну, а за какими деньгами артисты ходят в бухгалтерию, и вообще вспоминать не стоит.
Поездки на фестиваль театральных капустников «Весёлая коза» никогда не обходились без Алексея.
А вообще, Алексей выглядел всегда очень серьёзным. Когда появились их первые портреты в нашем коридоре, Алексей выглядел так серьёзно, что над ним посмеивались: «Ну, Лёха, ты здесь, как минимум – директор театра, а не начинающий артист.» Когда он приходил ко мне на урок по сценической речи, я, признаться, сама робела: заходит серьёзный молодой человек, читает, слушает мои замечания, а на моё предложение прочесть с учётом этих замечаний всегда отвечает:
– Можно, я дома порепетирую…
И, ведь репетировал! Он приходил на следующее занятие, читал, и я видела рост.
Сегодня Алексей ещё и режиссёр. В театре идут спектакли, поставленные им со своими коллегами. Его режиссёрские мечты простираются до «Фауста». Но это мечты, а реальность старта (режиссёрский дебют) сосредоточилась на сказке Юрия Елисеева «Два мастера» (сценография – тоже дебют молодой художницы Екатерины Трифановой).
В работе над спектаклями в качестве режиссера Алексею, конечно, помогает собственный накопленный актерский опыт. Кроме того, артисту Гущуку, как и человеку, не свойственно скакать «по верхам», ко всему, что делает, он относится вдумчиво, подвергая анализу, и умеет относиться к себе с иронией.
Спектакль «Два мастера» получился весёлым, но про серьезные вещи: про Родину и судьбу талантливого человека, про то, что не умеем беречь то, что имеем, а порой и просто не видим сокровища, которые находятся совсем рядом, только руку протяни. Серьезный спектакль про серьезные вещи, сделать не просто, особенно, если о них говорить весело, но у Алексея это получилось.
Спектакль «О бедах и победах» по русской былине «Михайло Данилович», получился наполненным любовью к Отечеству и гордостью за русских людей. Сегодня радует детей и трудолюбивая сказка про «Госпожу Метелицу», поставленная Алексеем. Он поставил четыре спектакля, не считая представлений, хотя это тоже работа, просто их уже очень много, а одну постановку он осуществил во французском городе Бельфоре.
Алексей Гущук не стал профессиональным путешественником, но, работая в театре, ездить ему тоже приходится довольно часто, как правило, на фестивали и гастроли. Алексей прощался с театром неохотно, уехать в Москву его вынудили обстоятельства, а Железкин, узнав о его намерении, поторопил, предложив Алексею интересную роль. Нам жаль, что театр остался без такого верного театрального рыцаря. Но пусть ему в Звенигороде будет лучше, чем в Кургане.
Настоящие мужчины не рефлексируют так, как женщины, или не подают виду. Они – сильный пол, им слабости не к лицу, они не покажут виду, что расстроены, что их что-то огорчает. Вот и Алексей, несмотря на то, что он каждый день играет в куклы, остаётся настоящим мужчиной, на чьё плечо могут опереться не только жена и дочь, но и весь театр, к сожалению, уже не наш.